Смерть и бессмертие. ЗАМЕЧАНИЯ К СТАТЬЕ «ИЕРОСОФИЯ И ТЕОСОФИЯ»

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ЗАМЕЧАНИЯ К СТАТЬЕ «ИЕРОСОФИЯ[1] И ТЕОСОФИЯ»

«При обсуждении различий, по-видимому имеющих место в подходах иерософских и теософских учений к вопросу перерождения, или реинкарнации, мы должны рассмотреть понятие, которое теософия называет седь­мым принципом в человеке, а я обозначил термином "главный атом". Является ли этот седьмой принцип сущностью, то есть дифференцированным атомом жиз­ни? На первый взгляд да. В действительности же нет. Термин "атом жизни" применим только к плану человеческого мышления и сознания, ибо это относи­тельное, а не абсолютное определение. Если мы пой­дем назад достаточно далеко, вернее, достаточно глу­боко, то, я уверен, встретим там единую Жизнь и еди­ную Материю; ибо все существующее есть не что иное, как феномен дифференциации – непрекращающейся, изменчивой и вечной».

Вот добротный ортодоксальный оккультизм в его нынешнем состоянии. Только с позволения нашего корреспондента напомним ему, что согласно ок­культной доктрины, термин «главный атом» непри­емлем для 7-го принципа, хотя его применение мо­жет быть очень уместно относительно 6-го принци­па, проводника духа, или духовной души. Взгляды оккультистов на проблему духа и души занимают промежуточную позицию между теориями Босковича и  Гельмгольца о внутренней природе  материи.

Седьмой принцип, или, скорее, его суть, соотносит­ся с седьмым состоянием материи, то есть состояни­ем, которое с нашей земной точки зрения может предстать, как чистый дух; в то время как шестой принцип, по своей природе, не является центром силы, подобно духу; то есть центром, в котором сра­зу же исчезает всякое представление о любом веще­стве, кроме жидкого, или, вернее, эфирного «атома». Седьмой принцип – это недифференцированная материя, а шестой – дифференцированная, хотя в своем совершеннейшем и чистейшем состоянии; пер­вый из упомянутых – это жизнь, одушевляющая атом; второй – ее вместилище.

«"Атом жизни" появляется как раз в тех местах, где происходит эта дифференциация феноменов; и мы считаем, что этот специфический атом, однажды диффе­ренцировавшись и войдя в круговорот циклов, обретя характерное сознание на земном, или физическом, плане, никогда не сможет вернуться на этот план после достижения цели, ради которой он был видоизменен. "Главный атом", для того чтобы стать видимым, или познаваемым, на различных планах своей инволюции, притягивает к себе другие атомы, которые образуют его оболочку, или покров; и эти атомы, благодаря контак­ту (временному по сути) напитавшись жизненными качествами главного атома, становятся сознательными при восхождении и бессознательными при нисхождении – в соответствии с уровнем развития по шкале созна­ния; так обеспечиваются условия для появления фено­менов в бесконечно меняющемся Бытии».

Это неортодоксальный подход. Если под «главным атомом» подразумевается божественная «человечес­кая монада», тогда он остается бессознательным, то есть неответственным за свои поступки, будь то в «нисходящих» или «восходящих» циклах трех с по­ловиной Кругов, после чего становится сознатель­ным и несет ответственность за все, что совершают его воплощающиеся личности.

«Я думаю, что все это, и многое другое, очень хоро­шо показано в серии фрагментарных Истин, периоди­чески раскрываемых Махатмами, которые, руковод­ствуясь неоспоримой мудростью, дают ровно столько, сколько может быть усвоено. Во время своего после­днего посещения Египта я познакомился с древней еги­петской доктриной о метампсихозе, которая, кажется, учит, что душа, или оживотворяющий принцип, после разъединения с телом воплощается в более низких и даже животных формах и что она должна пройти через все многообразие организованных форм жизни, пока, наконец, через 3000 лет не вернется и вновь не объеди­нится с физическим телом, которое было так тщатель­но сохранено бальзамированием именно для этой цели. Время показало абсурдность этой доктрины, так как очень многим мумиям, уцелевшим до сей поры, более 3000 лет, но так называемая душа так и не вернулась востребовать назад свое физическое тело. Следователь­но, мы должны искать другое прочтение древних докт­рин, в подтексте которых, несомненно, содержится ис­тина».

Надеемся, господин Оксли позволит его попра­вить. Он рассматривает объективную, земную и пустую оболочку – «мумию» – и забывает, что здесь, под грубой пеленой аллегорий, может скрываться огромный научный и оккультный смысл. Нас учат, что по меньшей мере в течение 3000 лет «мумия», независимо от способа химической обработки, ис­пускает из себя все, до последнего, невидимые ато­мы, которые с момента смерти, многократно входя в различные водовороты бытия, действительно про­ходят «через все многообразие форм организованной жизни». Но только не душа, и менее всего шестой принцип, а жизненные атомы дживы, второго прин­ципа. По прошествии 3000 лет, – иногда больше, иногда меньше, – после бесконечных трансмигра­ций все эти атомы снова собираются вместе, чтобы образовать новую внешнюю оболочку, или тело, этой же самой монады (реальной души), для которой они уже служили физическим проводником две или три тысячи лет назад. Даже при худшем исходе, то есть при уничтожении сознательного личностно­го принципа, монада, или индивидуальная душа, всегда остается той же самой, что и атомы низших принципов, которые, – возрожденные и обновлен­ные в этом вечном потоке бытия, – магнетически притягиваются друг к другу в силу своей родствен­ности и снова воплощаются вместе. Такою истинное оккультное учение египтян.

«В мартовском номере журнала "The Theosophist" мое внимание привлек ответ редактора на вопрос чита­теля X. о регрессивном развитии "духовных остатков" после физической смерти... Суть вопроса заключается в следующем: "После выхода из человеческого тела, при наступлении смерти, сохраняет ли жизненный принцип сознание своей индивидуальности – не личности; если да, то переходит ли эта сознательная индивидуальность к более высоким, то есть более глубинным состояни­ям?". На этот вопрос мы отвечаем положительно. По­читаемые Махатмы знают не хуже меня, что каждый духовный атом, который прошел физические условия существования, совершенно необходим для реализации грандиозных задач так называемого творения».

К сожалению, мы должны дать отрицательный ответ. Сознание индивидуальности обеспечивается шестым принципом в соединении с седьмым, частью пятого и его проводником, четвертым принципом, – эта триада образует сознательную монаду. Жизнен­ные атомы, или «жизненный принцип» (джив), высвобождающийся после смерти, не обладают сознани­ем в дезинтегрированном состоянии и не имеют ни­какого отношения к «грандиозным целям творения».


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно