Смерть и бессмертие. ПРИМЕЧАНИЯ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ПРИМЕЧАНИЯ

Спиритуализм и оккультная истина

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 5, February, 1882, pp. 113-115.

Буддийская мораль

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 6, March, 1882, p. 143.

Реинкарнация в Тибете

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 6, March, 1882, pp. 146-148.

Настоятельная необходимость составления словаря по метафизике и спиритуализму

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, April, 1882, pp. 167-168.

Замечания к статье «Философия духа»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 8, May, 1882, pp. 192-196.

Эта статья является рецензией Субба Роу на работу Уильяма Оксли «Философия Духа» (Oxley W. The Philosophy of Spirit, illustrated by a New Version of the Bhagavad-Gita. London, 1881), которую рецензент рассматривает с точки зрения эзотеризма и брахманизма. Е.П.Блаватская сделала примечания к некоторым предложениям и словам текста.

Замечания к статье «Философия духа»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 12, September, 1882, pp. 298-303.

Статья написана У.Оксли в ответ на рецензию Субба Роу на его работу «Философия духа». У.Оксли пишет: «Чем бы это ни представлялось с позиций современного ортодок­сального брахманизма, осмелюсь думать, что «просвещен­ные» буддисты вряд ли высказали бы такое строгое сужде­ние». Е.П.Блаватская комментирует ремарки У.Оксли.

Замечания к статье «Медиумы и йоги»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. Ill, № 8, May, 1882, pp. 197-198.

Кажущиеся «противоречия»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. HI, № 9, June, 1882, pp. 225-226.

Предсказание грядущих событий

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 10, July, 1882, pp. 243-244.

Замечания к статье «Поездка по ближнему Тибету»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. HI, № 12, August, 1882, pp. 264.

«Тхарана», или месмеризм

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 11, August, 1882, pp. 268-269.

Эта корреспонденция получена от Н. Чидамбарама Айера, бакалавра искусств, за ней следует комментарий Е.П.Блаватской.

Комментарии к статье «Загадка левитации»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 11, August 1882, pp. 271-272.

Автор статьи, У.Р.Фринк, которого сильно заинтересо­вали напечатанные в журнале «The Theosophist» сообщения о способностях индусских йогов по желанию вызывать каталептическое состояние, выделять свое астральное тело, ходить по воде и летать по воздуху, спрашивает, является ли полет птиц и плавание рыб волевым актом, как и у йогов. На это Е.П.Блаватская дает свои комментарии.

Видения в кристалле

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. III, №  11, August,  1882, pp. 287-288.

«Разоблаченная Исида» и журнал «Теософ» о перевоплощении

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. Ill, August, 1882, pp. 288-289.

Из «Писем Махатм к А.П.Синнетту» и «Писем Е.П. Блаватской к А.П.Синнетту» явствует, что эта статья была продиктована Е.П.Блаватской Учителем К.Х.

Замечание к статье «Письма об эзотерической философии»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. Ill, №12, September 1882, p. 295.

Текст заметки мог принадлежать перу Е.П.Блаватской, хотя ее подпись как редактора журнала «The Theosophist» отсутствует. Описывая посмертные состояния, автор ста­тьи рассказывает об инкубах и суккубах (инкуб элементал мужского рода, суккуб – женского), привидениях средне­вековой демонологии, вызываемых из невидимых сфер че­ловеческой страстью и вожделением, и об элементариях.

Замечание к статье «Озадачивающие вопросы»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. Ill, № 12, September 1882, p. 306.

Автор статьи, Б.Р.Найду, обнаруживает много противо­речий во взглядах философов на причины страданий и несчастий людей и выражает свое мнение, что «это явля­ется тайной даже для самых мудрых». Ссылаясь на докт­рину о карме, в том виде как она изложена в Пуринах, он пишет: «Нас также учат, что мы повторно рождаемся в вице неразумных существ, а иногда даже неодушевленных пред­метов». Е.П.Блаватская дает комментарий.

Электричество: материя или сила?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. Ill, № 12, September,  1882, p. 318-319.

Эта статья приведена полностью, так как она непосред­ственно связана с той, что следует за ней. Автор статьи неизвестный теософ.

Что такое материя и что такое сила?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 12, September, 1882, pp. 319-324.

В «Письмах Е.П.Блаватской к А.П.Синнетту» она уве­ряет, что этот ответ написан Учителем К.Х. Неизвестно, был ли он продиктован ей или получен иным способом.

Ч.К.М. и «Разоблаченная Исида»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. Ill, № 12, September 1882, pp. 324-326.

Это был дух или что-то другое?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. IV, №1, October 1882, pp. 23-25.

Смерть и бессмертие

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 2, November 1882, pp. 20-28.

Является ли самоубийство преступлением?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 2, November, 1882, pp. 31-32.

Замечания к статье «Является ли самоубийство преступлением?»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, p. 91.

Замечания к статье «Выдержки из трудов Элифаса Леви»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 2, November, 1882, pp. 36-38; № 4, January, 1883, pp. 84-85.

Загадочное племя

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 82-83.

Призрак предупреждает

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 85.

Разумное объяснение постов

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 88.

Е.П.Блаватская комментирует письмо одного из коррес­пондентов.

О духе и материи

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 89-90.

Е.П.Блаватская комментирует письмо одного из коррес­пондентов.

Гороскопы и астрология

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 9, January, 1883, pp. 94-95.

Е.П.Блаватская отвечает на письмо одного из коррес­пондентов.

Пугала науки

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 5, February, 1883, pp. 105-108; № 7, April, 1883, pp. 169-170; № 8, May, pp. 193-194.

Священное дерево Кумбум

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 6, March,  1883, pp.  130-131.

Комментарии к статье «Превосходное магическое зеркало»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 6, March, 1883, p. 142.

В прокомментированной Е.П.Блаватской заметке «чле­на теософского братства» описывается «магическое зерка­ло», представляющее собой «гладкий стеклянный бокал (или фафин)», наполненный черными чернилами. Жена автора в ходе проводимых им экспериментов время от времени пристально всматривалась в это зеркало, в резуль­тате чего в нем появлялись многочисленные сцены. От­веты на вопросы, заданные тем, кто появлялся на картинке, давались в письменном виде, тоже в зеркале.

Разговор с теософами

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 6, March, 1883, pp.  143-145.

Разговор с «Нулем»

Эта статья является репликой на статью «Разговор с теософами» и была напечатана с ней в одном номере.

</div>


Замечание к статье «Господин Айзеке»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. ГУ, № 6, March, 1883, p. 146.

Существуют ли риши?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. TV, № 6, March 1883, p. 146, № 8, May, 1883, p. 203.

Старые и новые методы

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. IV, № 7, April, 1883, pp. 151-152.

Целительная сила

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. IV, № 7, April, 1883, pp. 158-160.

Происхождение слова «лунатик»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 7, April,  1883, pp.  171-172.

[О Нади Грантхамах]

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 7, April, 1883, p. 179.

В одной из своих статей Н. Чидамбарам Айер пишет: «Очень немногие из нынешних индусов, а еще меньше из так называемых образованных индусов – знают о суще­ствовании того, что именуется Нади Грантхамы и содер­жит правдивые записи жизней... всех людей, когда-либо живших, живущих ныне и которым только предстоит ро­диться!

Могут спросить, возможен ли такой труд, в котором поместились бы имена всех представителей человечества?». Е.П.Блаватская дает комментарий.

Замечания к статье «Зороастр и его религия»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 8, May, 1883, p. 191.

Действенность похоронных обрядов

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 9, June, 1883, pp. 221-222.

Зороастризм в свете оккультной философии

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 9, June, 1883, pp. 224-226; № 10, July, 1883, pp. 240-244.

Зороастр в «истории» и Заратуштра в тайных анналах

Оригинальный манускрипт этого незаконченного эссе, написанного рукою Е.П.Блаватской, хранится в адьярском архиве. Впервые он был переписан в 1958 году, а в октябре и ноябре 1958 года опубликован в «The Theosophist». Про­сматривая замечательную лекцию полковника Генри Олькотта о «Духе зороастрийской религии», прочитанную им в бомбейском Таун Холле 14 февраля 1882 года, можно заметить, что местами она точно совпадает с манускрип­том Е.П.Блаватской. Вполне вероятно, что полковнику Олькотту была оказана особая помощь в подготовке лек­ции, и даже текст самой Е.П.Блаватской, отрывочный и явно незаконченный, во многих местах несет печать высшего авторитета. Это в особенности касается пространного примечания о Зороастре, вставленного в лекцию полков­ника Олькотта, когда она, наряду с другими лекциями, вышла в виде книги под заголовком «Теософия, религия и оккультная наука» (London, George Redway, 1885). По свидетельству некоторых первоначальных членов Теософ­ского Общества, примечание это было в то время дано самою Е.П.Блаватской. Оно приводится и здесь.

Факты, изложенные выше, датируют манускрипт Е.П. Блаватской началом 1882 года, а возможно, и более ран­ним сроком. Совершенно очевидно, что он представляет собою черновой вариант готовившегося эссе. Не желая вносить никаких поправок, мы оставили без изменений особенности стиля, неточности в использовании кавычек и встречающиеся грамматические ошибки, не имеющие особого значения.


Философия вишишта-адвайты

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 8, May, 1883, pp. 196-197.

В статью включены только те вопросы и ответы, к ко­торым были сделаны сноски Е.П.Блаватской.

Замечания к статье «Философия вишишта-адвайты»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. ГУ, № 9, June,  1883, p. 228.

Переводчик «Катехизиса философии вишишта-адвайты» пишет, что не несет ответственности за идеи, изложенные в оригинале. Он кратко отвечает на возражения, вызванные пояснениями, которые дали ему авторы текста. Приводятся прокомментированные Е.П.Блаватской абзацы.

Дэвакхан

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 8, May,  1883, p. 202.

Религия будущего

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 8, May,  1883, pp. 205-206.

Комментарий к «Еще одной "спиритической" загадке»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. ГУ, № 8, May,  1883, p. 203-204.

Под таким названием было опубликовано письмо, в котором автор повествует о любопытном случае и просит его разъяснить. Он испытывал «крайне неприятные ощу­щения» в течение недели после внезапной смерти своего соседа, с которым «был мало знаком» и от которого, в конечном итоге, «через восприятия» он получил сообще­ние. Похоже было, что покойный сосед искал сочувствия и помощи. В то же самое время вдова умершего зашла к автору письма и сказала, что видела своего мужа, который пытался говорить с ней.

Письмо заканчивалось вопросом: «Как Вы это объяс­ните, допуская, конечно, что эти два явления имели один и тот же источник?».

Е.П.Блаватская прилагает следующее замечание.

Парабрахм в определении ведантистов

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 8, May, 1883, p. 204-205.

Космические циклы и круги

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 9, June, 1883, pp. 231-232.

«Начинающий оккультист» пишет, что № 7 «Фрагмен­тов оккультной истины», изложенных светским учеником, «весьма труден для нашего понимания, и мы были бы рады получить разъяснение». Он приводит выдержки, которые кажутся противоречащими более ранним учениям Братьев об обитателях Пятого Круга и других родственных понятиях и, в частности, цитирует одно предложение: «Обскурация планеты, на которой сейчас эволюционируют человеческие расы пятого Круга, конечно же, будет отставать от нескольких появившихся уже здесь предвестников». На это отвечает Е.П.Блаватская.

Размышления о некоторых изречениях мудрого человека

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 9, June, 1883, pp. 213-217.

Бабу Раджнараин Бозе, известный деятель Брахмо-Самадж, опубликовал статью «Основополагающая религия» на страницах «Таттва Бодхини Патрика». Он призывает к наивысшим добродетелям и бескорыстной жизни, незави­симо от религиозной принадлежности. Е.П.Блаватская, очень положительно воспринявшая большую часть идей Бозе, сделала следующие комментарии к различным поло­жениям, затронутым в его статье.

Редакционный комментарий к статье «Должны ли мужчины стричь волосы?»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 9, June, 1883, p. 219.

Эта короткая статья Александра Уайлдера, доктора медицинских наук, члена Теософского Общества, написа­на в оправдание обычая носить длинные волосы. За ней следует примечание Е.П.Блаватской.

Уместные вопросы

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. ГУ, № 9, June, 1883, p. 235.

Всеобщее ополчение против теософии

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, supplement to № 9, June, 1883, pp. 1-3.

Душа вещей

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 239-240.

Замечания к статье «Иерософия и теософия»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 244.

Приведены только те абзацы из статьи Уильяма Оксли, члена Теософского Общества, к которым Е.П.Блаватская сделала сноски.

Замечания к статье «Свами из Альморы

отвечает своим оппонентам»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 246-248.

На эту статью Е.П.Блаватская ссылается в начале соб­ственного очерка под названием «Свами из Альморы». Она сделала ряд комментариев к различным заявлениям этого свами.

Карма

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», vol. IV, № 10, July,  1883, pp. 252-253.

Семеричный принцип в эзотеризме

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, №  10, July, 1883, pp. 253-256.

Распознавание духов и современные теории

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Г/, № 10, July, 1883, pp. 256-260.

Замечания к статье «Статус Иисуса»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 10, July, 1883, p. 261.

В заметке о «Статусе Христа» один корреспондент пишет: «Такой длинной череды мучеников, умерших из любви к Христу, не найти в истории буддизма» и спрашивает: «Ка­кое конкретно место в священной Иерархии Ацептов от­ведено Махатмами Иисусу? Покинувший землю?.. Будет ли отныне Иисус называться... Дхиан-Коганом, Буддой или Планетарным Духом? И... интересует ли его теперь эво­люция земного человечества?». Е.П.Блаватская дает ответ.

Чела и светские ученики

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, Supplement to № 10, July, 1883, pp. 10-11.

Замечания к статье «Описание тантрических мистических

ритуалов и церемоний, известных под названием савасадхана»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, Supplement to № 10, July, 1883, p. 12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Илларион  Смердис Письмо из монастыря Сурб Ованес

Этот фрагмент из большого письма, подписанного «И...», был первоначально напечатан в «Theosophist» в июле 1881 года (том II, стр. 213-215), но автор его долгие годы оста­вался неизвестным. Однако, после публикации манускрипта Е.П.Блаватской «Зороастр в "истории" и Заратуштра в тайных анналах» имя автора данного письма неожиданно выяснилось. Оказалось, что оно написано Адептом, изве­стным под именем Илларион Смердис, жившим некото­рое время на острове Кипр. Е.П.Блаватская упоминает об этом письме и определенно называет его автора. Из дру­гих источников известно, что Илларион Смердис сотруд­ничал с Е.П.Блаватской в написании ее оккультных рас­сказов, таких, например, как «Одушевленная скрипка», который, собственно, и подписан его именем (см. сборник Е.П.Блаватская, У.К.Джадж, М.Коллинз «Кармические видения». – М.: Сфера, 1995). Е.П.Блаватская утвержда­ла («Light», 9 августа 1884), что этот Адепт, «по пути к своему окончательному посвящению, навестил нас [с Г.С.Олькоттом] в своем физическом теле, проезжая через Бомбей». То же самое писал и полковник Г.С.Олькотт («Old Diarie Leaves», запись от 19 февраля 1881 г.). Этому же Брату приписывается авторство первой части книги «Свет на Пути», записанной Мейбл Коллинз. Сурб Ованес – название старейшего христианского монастыря в Арме­нии.



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно