Смерть и бессмертие. СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ

За последнее время со страниц нашего журнала мы поведали миру так много знаний о высочайшей науке о природе, что теперь не мешало бы обратить внимание читателей на то, каким образом новые методы постижения духовных истин раскрывают смысл старых подходов, которыми пользовались ок­культные авторы прошлого. Постепенно изучающим оккультную философию будет все более и более ясно, что все объяснения, ныне претерпевающие процесс углубления, были предвосхищены мистика­ми ранней школы. Книги, до недавнего времени раздражавшие нетерпеливых читателей своей почти безнадежной запутанностью, станут намного понят­нее, и многие головоломки, которые они все еще таят для изучающих, вероятно, будут разгаданы. Для серьезных исследователей природы такое разъясне­ние многовековых тайн представляет двойной инте­рес.

Во-первых, оккультные труды мистической шко­лы приобретают в современной оценке новую значимость, ибо таким образом демонстрируется, что неясность их стиля отнюдь не значит расплывчатость мысли, как, возможно, были склонны считать мно­гие предубежденные критики; во-вторых, новые учения, которые получили распространение через Теософское Общество и наш журнал, в глазах даже сравнительно равнодушных читателей будут приоб­ретать все больший вес, поскольку станет ясно, что они были уже давно известны передовым исследова­телям эпохи расцвета мистицизма.

Фактически наука, которая сейчас впервые из­лагается широкой общественности вполне доступным языком, с незапамятных времен была достоя­нием лишь избранных. В данный момент неважно, почему эта наука до сих пор ревностно оберегалась от всего человечества. В действительности суще­ствует множество причин, оправдывающих такую скрытность, и было бы разумным предположить, что мир, в своем большинстве воспринимающий основы оккультной доктрины как нечто новое и странное, почти невероятное, поверит, что у ис­ключительно одаренных личностей, которые по­стигли эти и многие другие тайны, были свои ос­нования для такого поведения, пусть и непонятно­го для окружающих.

Но это уже другая сторона вопроса: оправдание предосторожностей, которые до недавнего времени предпринимали в деле оповещения о своих откры­тиях самые преуспевающие исследователи природы, можно отложить на будущее. В настоящее время мы хотим показать, что несмотря на преднамеренное сокрытие и изложение недоступным для обычных читателей языком, эта наука, которую сейчас свободно могут изучать все желающие, давным-давно была изложена в книгах, к которым мы можем те­перь обращаться для ретроспективного подтвержде­ния своих объяснений.

Всякий, кто прочитает произведения Элифаса Леви после изучения идей, изложенных в наших «Фрагментах», найдет там обилие примеров, иллюс­трирующих совпадения, о которых идет речь; туманность изложения сразу же наполнится смыслом в свете современных изысканий; и «Розенкрейцеры» м-ра Харгрейва Дженнингса[1] точно также предстанут перед читателями в новом значении, если они по­смотрят на эту книгу с позиции нынешних пред­ставлений и последних открытий в науке, которая едва ли будет заслуживать название «мистицизм». В качестве иллюстрации к приведенным замечаниям можно использовать отрывок из более поздней ра­боты, которая после полного ее осмысления будет воспринята как мост над пропастью, разделяющей старую и новую методики, а именно, из «Разобла­ченной Исиды». Если читатель откроет стр. 455 вто­рого тома, то найдет там следующее изложение «ин­дусских космогонических представлений».

«...Следует помнить:

1) что Вселенная не создана спонтанно, а эволюци­онирует из предсущей материи;

2)        что это только одна из бесконечной череды Все­ленных;

3)        что вечность подразделяется на огромные циклы, в каждом из которых наш мир претерпевает двенадцать преобразований, следующих за его частичными пооче­редными разрушениями огнем и водой. Поэтому когда наступает очередной малый период, земля так измене­на, даже геологически, что практически является но­вым миром;

4)        что после каждой из первых шести трансформа­ций земля увеличивается в размерах и все на ней, включая человека, становится материальнее; в то вре­мя как в оставшиеся шесть преобразований происходит обратное, и земля и человек с каждым разом становят­ся все более и более утонченными и духовными;

5)   что когда достигнута середина цикла, начинается постепенное разрушение, и все живущие и объектив­ные формы уничтожаются. Но когда наступает пик цикла, человечество приобретает способность жить од­новременно на субъективном и объективном планах. И не только человечество, но также животные, растения и каждый атом. После периода отдыха, – говорят буд­дисты, когда новый мир самообразовался, астраль­ные души животных и всех существ, за исключением тех, кто достиг высочайшей нирваны, снова вернутся на землю, чтобы завершить свои циклы преобразований и, в свою очередь, стать людьми».

Кто прочитал недавно изданные «Фрагменты», не мог не заметить, что данный отрывок является крат­ким expose доктрины, разработанной там с большей амплитудой. Он действительно содержит намеки на большое количество сведений, еще не проработан­ных детально во «Фрагментах»; ибо под возвращени­ем «на землю» и в цепь миров, одним из которых яв­ляется Земля, астральных душ, не достигших наи­высшей нирваны в предыдущую манвантару, подра­зумевается судьба индивидуальностей (в отличие от личностей), которые не запущены в основной поток эволюции, о чем повествуют недавние статьи об эво­люции человека. И во «Фрагментах» масштабное явление солнечных «манвантар» и «пралай», отлич­ных от семеричной цепи миров, к которым принад­лежит наша Земля, описано не в полном объеме. Солнце, будучи центром нашей системы, является также центром другой системы, и приближается вре­мя, когда все эти системы вместе вступят в пралайю. Следовательно, период активности между двумя пе­риодами отдыха, составляющий маха, или большой цикл, только одного мира, является малым циклом для солнечной системы. Это приводит иногда к не­значительному смешению понятий в оккультной литературе, которое, однако, не приносит путаницу в мысли и не ставит в тупик читателя, если он по­мнит о подобии и сходстве микрокосма и макрокос­ма. Опять же, читатель «Фрагментов» будет озадачен упоминанием в процитированном отрывке двенадца­ти трансформаций планеты. Двенадцать преобразований, на первый взгляд, кажется, не соответствуют семеричному подразделению, к которому привыкли ученики, обучающиеся оккультизму по новой мето­дике. Но все объясняется просто: многие вещи, ко­торые в старой системе были сильно завуалированы и выражены иносказательно, в соответствии с новым подходом излагаются четко и откровенно. Для ок­культных авторов более древней школы седьмой принцип был слишком священным понятием, чтобы писать о нем. Можно было бы собрать свыше ста цитат, показывающих, как глубоко была восприня­та древними идея семеричности и какую огромную важность они придавали цифре семь. Эти цитаты послужили бы в указанном нами ключе предвести­ем объяснения во «Фрагментах» семеричного строе­ния человека, мира, системы, частью которых он является, и еще большей системы, в состав которой, в свою очередь, входит наша система. Но точно так же, как седьмой принцип в человеке был обойден молчанием некоторыми оккультными авторами, которые ссылались только на цифру шесть, так и две­надцать трансформаций служат экзотерическим эквивалентом четырнадцати[1]. И понятие этих транс­формаций опять же применимо либо к катаклизмам, перемежающим эволюционные периоды великих коренных рас на земле во время одного «круга», либо к самим «кругам» и чередующимся с ними «обскурациям». Здесь мы снова приходим к микро-макрокосмическому принципу. Но в настоящий момент мы не собираемся предвосхищать будущие или повторять уже имеющиеся учения, а просто хотим по­казать ту увлекательную ретроспективу, которая предстает перед всеми желающими вернуться назад либо к сравнительно туманному изложению в «Разоблаченной Исиде», либо к еще более неясным трактатам раннего оккультизма и проследить их сходство с Великой Доктриной, которую Теософское Общество, верное своей триединой задаче, обязательно вынесет в свет.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно