Смерть и бессмертие. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ РИШИ?

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


СУЩЕСТВУЮТ ЛИ РИШИ?

«Следуя примеру благородного парса, чье письмо Вы опубликовали в журнале "The Theosophist" в янва­ре 1882 г., я хотел бы спросить, есть ли среди гималайс­ких Братьев Махатмы-индусы. Под словом "индус" я подразумеваю человека, почитающего Веды и описан­ных там богов. Если таковых нет, то не окажется ли какой-нибудь Брат из первой секции[1] так любезен, что­бы просветить индусскую общину в целом и индусских теософов в частности по следующему вопросу: суще­ствует ли до сих пор кто-либо из индусских риши древ­ности "во плоти и крови". Гималайские Братья – адеп­ты, исследовавшие невидимую вселенную, неизбежно должны знать о риши, если они сейчас живы. Согласно преданию, семь следующих риши должны быть бес­смертны, по крайней мере, в нынешней кальпе[1]: Ашваттхама, Бали, Вьяса, Хануман, Вибхишана, Крипа, Парашурама.

Индусский теософ».

В ответ на первый вопрос мы с радостью сообща­ем нашему корреспонденту, что среди гималайских Братьев есть Махатмы-индусы – то есть те, у кого родители индусы и брамины и кто понимает эзоте­рический смысл Вед и Упанишад. Они согласны с Кришной, Буддой, Шукой, Гаудападой и Шанкарачарьей[1] в том, что карма-канда Вед не имеет никакого отношения к духовному развитию человека. В этой связи нашему вопрошателю следовало бы вспомнить знаменитый совет, который Кришна дал Арджуне: «Дифференцированная материя Вед связа­на со всеми тремя гунами[1]; о Арджуна, освободись от этих гун». Бескомпромиссное отношение Шанка-рачарьи к Пурвамимансе слишком хорошо известно, чтобы специально уделять ему здесь внимание.

Хотя гималайские Братья понимают сокровенный смысл Вед и Упанишад, они отказываются считать богами силы и другие сущности, упомянутые в Ве­дах. Веды изложены аллегорическим языком, и этот факт полностью признается величайшими индий­скими философами. Наш корреспондент должен бу­дет доказать, что Веды действительно «описывают богов» в том виде, в котором они существуют, преж­де чем спрашивать нас, верят ли наши Учителя в таких богов. Мы очень сомневаемся, что наш корреспондент на самом деле готов серьезно утверж­дать, что Агни[1] имеет четыре рога, три ноги, две головы, пять рук и семь языков, как описано в Ве­дах; или что Индра[1] прелюбодействовал с женой Гаугамы. По поводу второго мифа мы отсылаем на­шего ученого корреспондента к объяснению Куллу-ка-Бхатга[1] (а это чистейший миф, по его мнению) и к замечаниям Патанджали[1] о глубоком эзотерическом значении четырех рогов Агни в доказатель­ство наших утверждений о том, что в действительности Веды не описывают никаких богов, как пред­полагал наш корреспондент.

На второй вопрос, о том, что «кто-либо из индус­ских риши древности до сих пор существует «во пло­ти и крови», мы не готовы ответить утвердительно, хотя у нас есть основания полагать, что некоторые из великих индусских адептов незапамятных времен периодически воплощались и воплощаются в Тибе­те и Тартарах[1]; нам также трудно понять, как могут наши гималайские Братья встретить индусских риши «во плоти и крови» во время своих исследова­ний «невидимой вселенной», поскольку астральные тела не могут состоять из земных элементов.

Предание, на которое ссылается наш корреспон­дент, не совсем верно – какая связь между семью упомянутыми персонажами и индусскими риши? Хотя нас просят объяснить это предание со своей точки зрения, мы все же дадим несколько намеков, которые позволят нашим читателям понять его истинный смысл, исходя из того, что сказано в Рамайяне и Махабхарате.

Ашваттхама приобрел бессмертие в бесчестии.

Жестокость Парашурамы сделала его бессмерт­ным, но предположительно он не существует сейчас «в плотном теле»; обычно утверждают, что он пре­бывает в огне, хотя и необязательно в том состоя­нии, которое христиане именуют «адом».

Бали не является индивидуальностью, строго го­воря. Принцип, обозначенный этим словом, станет ясен, когда будет лучше понят эзотерический смысл аватары  Тривикрамы[1].

Вьяса бессмертен в своих инкарнациях. Пусть наш уважаемый Брат посчитает количество Вьяс от пер­вого до последнего.

Хануман не был ни человеком, ни обезьяной; это одна из сил седьмого принципа в человеке (Рама)[1].

Вибхишана. В действительности не ракшас[1], а персонификация саттва-гуны, которая бессмертна.

Связь Крипы с Ашваттхамой объяснит природу его бессмертия.

*   *   *

«В связи с вопросом «индусского теософа» о суще­ствовании индусских риши во плоти и Вашего ответа на стр. 146 в мартовском номере журнала, что Вы скажете по поводу сообщения мадрасского йога свами Сабхапати в мартовском выпуске  "The  Theosophist" за  1880 г., т. I, с.  146?

Свами Сабхапати пишет: «Основатель нашего ашра­ма, а именно, его святейшество Агастья Муни, который умер, согласно общепринятой хронологии, тысячеле­тия тому назад, все еще жив, а вместе с ним и другие риши его эпохи». (Курсив не мой).

Другой индусский теософ».

Мы отвечаем, что приведенная нашим корреспон­дентом цитата находится на с. 146, а на с. 147 он легко мог бы найти (колонка 1) следующее замеча­ние: «Имея в виду параграф на начальной странице, мы считаем почти излишним напоминать нашим читателям, что редакторы журнала не несут ответственности за какие бы то ни было взгляды и заяв­ления, изложенные в информационных статьях и т.д.»

У свами Сабхапати есть право представить и по­верить, что луна сделана из зеленого сыра, и самому себе доказать это с неподдельной искренностью. Но какое это имеет отношение к мнению редактора по этому вопросу?

Все индусы прошлого, настоящего и будущего не могли бы заставить нас поверить, что человек нашей нынешней 5-й расы 4-го круга способен или когда-либо был способен прожить более 300-400 лет в одном теле. Мы верим в последнее, поскольку знаем, что это возможно, хотя и крайне маловероятно на данном этапе эволюции и так редко происходит, что такие случаи почти неизвестны. Если наука в лице доктора ван Овена зарегистрировала 17 долгожите­лей в возрасте свыше 150 лет, а доктор Бейли в сво­их «Рекордах долголетия» упоминает несколько че­ловек, достигших 170 лет, – тогда без боязни зло­употребив чужой «доверчивостью», можно допустить возможность удвоения этого возраста у адептов с помощью оккультньк сил. Следовательно, если мы заявляем, что знаем, что такая вещь возможна, то свами Сабхапати, вероятно, имеет равные права ут­верждать, что он тоже знает, что некоторые исклю­чительные люди (риши) живут «несколько тысяч лет». Это вопрос личного мнения и суду обще­ственности решать, кто из нас ближе к истине.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно