Смерть и бессмертие. ЭТО БЫЛ «ДУХ» ИЛИ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ЭТО БЫЛ «ДУХ» ИЛИ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?

Корреспондент, подписавшийся «Озадаченный тео­соф», просит объяснить некоторые предостерегающие сны и видения, которые имели место в связи со смертью одной из его племянниц. Е.П.Блаватская от­вечает так:

Хотя наше строгое следование обязанностям ок­культиста в наших редакторских примечаниях и пояснениях и встречает понимание у немногих наших соучеников, но только не в глазах наших спиритуалистически настроенных друзей. Последние считают, что наши теории относительно некоторых феноме­нов не идут ни в какое сравнение с концепциями спиритуалистов. Они обвиняют нас в двойном пре­ступлении: не только в личном неприятии их толко­ваний спиритических сообщений и отказе признавать участие «духов» во многих удивительных явле­ниях, в подлинности которых мы и не сомневаемся, но также в том, что мы подобными рассуждениями вводим наших читателей в заблуждение и ересь. Спиритуалисты упрекают нас в том, что мы не удов­летворяемся простым признанием фактов и свиде­тельских показаний посредников, принимающих участие в феноменальных явлениях, которыми изо­билует хроника современного спиритуализма, но обуянные гордыней пытаемся проникнуть в непостижимые тайны, не только чтобы выяснить природу связи между причиной и следствием, или, другими словами – между медиумом и необычными явлени­ями, – но даже разгадать тайны, которые сами духи считают недоступными их пониманию. Наши амери­канские и европейские друзья-спиритуалисты пола­гают, что слишком усердные размышления на неко­торые темы приведут ум в океан заблуждений и его волны неизбежно вынесут нас «на берег Лжи». Если люди откажутся от рассуждений и будут просто придерживаться фактов, то признание истины на­много упростится.

Мы сожалеем, что своим «слепым отрицанием» вынуждены задеть чувства тех из наших друзей, кто сделал спиритуализм новым «Откровением», «чудес­ной верой», как они его называют. Но истина в наших глазах выше любых других земных рассужде­ний; и именно истина – по крайней мере, как мы ее понимаем – вынуждает нас отвечать тем, кто об­ращается к нам, в соответствии с оккультными уче­ниями, вместо того, чтобы говорить им, как это сде­лали бы спиритуалисты, что все подобные феноме­ны производятся развоплощенными смертными, или духами.

То, что спиритуалисты выявляют законы, по ко­торым происходят психо-физиологические явления, без сомнения, очень важно, но мы, оккультисты, этим не ограничиваемся. Наряду со вторичными, мы пытаемся понять первичные причины; объяснить реальную, а не видимую природу силы, которая совершает такие странные действия, кажущиеся сверхестественными; и мы думаем, что раскрыли некоторые тайны и объяснили многое из непонятого до сих пор. На этом основана наша убежденность, что сила, которую спиритуалисты рассматривают как разумный принцип, как силу, которая никогда не может быть проявлена вне магнетичной ауры сенситива, – в большинстве случаев, просто слепая энергия, а не сознательное действие каких-либо существ или духов, и эту силу можно заменить сознательной волей живого человека, одного из тех посвященных, которых все еще можно встретить на Востоке. Нас не удовлетворяет распространенная теория о возвра­щающихся духах. Мы ею уже сыты. А поскольку мы твердо убеждены, что почти все, касающееся этого таинственного посредника – «астрального дракона», по Элифасу Леви, – было изучено столетия тому назад, то какими бы незначительными были наши личные познания, все же мы знаем достаточно, на наш взгляд, чтобы давать в целом правильную оцен­ку его влияния и прямых связей с живыми машина­ми, именуемыми медиумами; а также о его взаимо­связях с аурой каждого человека, присутствующего на спиритическом сеансе. Более того, мы придержи­ваемся мнения, что в этом вопросе намного разум­нее следовать единому учению одной школы, чем беспомощно блуждать в потемках в поисках истины, раздробляя наш ум тысяча и одним «учением» о предполагаемых обитателях «мира духов».

Если бы наш корреспондент попросил объяснить пророческие феномены, только что произошедшие в их семье, человека, имеющего опыт в этой сфере, то, без сомнения, получил бы правильный ответ о том, что же случилось на самом деле и как эти фе­номены проявлялись (если бы, конечно, адепт стал тратить свое время на довольно болезненное дей­ствие и счел нужным открыть всю истину во всеуслышание). Пока же нашему другу придется доволь­ствоваться несколькими общими положениями. Мы можем сказать ему с уверенностью, чем это не было, но не берем на себя смелость говорить о том, чем это было на самом деле, поскольку аналогичные следствия могут вызываться сотней различных при­чин.

Мы не будем затрагивать вопрос о пророческих снах, ибо их существование очевидно для всех, кро­ме неисправимых скептиков, и вполне понятно каж­дому, кто верит и знает, что внутри физического тела, грубого футляра, находится истинное, в обыч­ном состоянии невидимое тело, состоящее из эфирных элементов, Эго, вечно бодрствующий наблюда­тель. Похоже, что описанные факты, скорее всего, относятся к классу феноменов, которые считаются «духовными» и происходят в семьях, где есть один или несколько медиумов. Регулярные и периодичес­кие трансы, в которые родственница нашего корреспондента неожиданно начала впадать в течение не­скольких ночей подряд, указывает на то, что эта леди являлась причиной, главным генератором фе­номенов. Но поскольку мы ничего не знаем о предшествующем состоянии ее здоровья и не располага­ем подробностями, которые могли бы дать дополни­тельный ключ к разгадке, то наше объяснение нуж­но рассматривать как простое предположение. Хотя оккультисты не признают, в целом, теорию о появ­лении развоплощенных Эго после смерти, все же они допускают определенные возможные присутствия реального духа либо до, либо непосредственно пос­ле физической смерти, особенно, если таковая была внезапной, как в случае с племянницей автора пись­ма. Те, кому мы полностью доверяем, нас учат, что в случаях быстрой кончины тело может быть мерт­вым и похороненным, и все же мозг – хотя он пе­рестал функционировать – может сохранять скры­тый проблеск воли или желания, связанный с ка­ким-то преобладающим при жизни чувством, кото­рый дает эффект прорыва в объективную реаль­ность, так сказать, вталкивания в определенный магнитный поток притяжения астрального эго, или доппелгенгера[1], мертвого тела. Нам говорят, что в тех случаях,  когда смерть наступает от удушья,  апоплексии, сотрясения мозга, кровоизлияния и тому подобных причин, то «треножник жизни» – как его называли греки, то есть сердце, легкие и мозг, яв­ляющиеся фундаментом, на котором строится любая животная жизнь – одновременно поражается во всех трех своих частях. Легкие и сердце, органы, самым тесным образом связанные с кровообращени­ем, утрачивают свою активность, и потому кровь недостаточно насыщается кислородом, в результате чего очень часто происходит внезапная остановка работы мозга и, таким образом, прекращение жизни.

Следовательно, прежде чем дать оценку какого-либо видения, любой оккультист всегда удостоверится, наступила ли окончательная смерть по при­чине поражения легких, сердца или же мозга. Из них последний – ввиду его двойных функций, ду­ховных и физических – самый стойкий. Прекращение дыхания и пульса, остановка сердца, похолодение и бледность кожного покрова, пленка на глаз­ном яблоке и утрата гибкости суставов не являются бесспорными признаками действительной физичес­кой смерти, и fades Hippocratica обмануло не одно­го опытного врача, поэтому даже полная физическая смерть еще не является свидетельством того, что со­кровенная духовная жизнь мозга тоже умерла.

Активность мозга продолжается до последнего; и последняя физическая функция мозга, связанная с каким-либо чувством или страстью, может передать обескураженному астральному Эго нечто вроде посмертной энергии и таким образом заставить его продолжать динамическое, кажущееся сознательным действие даже в течение нескольких дней после смерти. Импульс, посланный все еще живым моз­гом, умирает намного позже окончательного прекра­щения мозговых функций. Во время жизни астраль­ное Эго зависит от физического мозга и полностью подчинено его воле. Оно действует автоматически и в соответствии с нервными связями, установленны­ми нашими тренированными либо нетренированны­ми мыслями. Но после смерти – которая является рождением духовной сущности в мире или условии следствия, а оставленный мир становится для нее миром причин – астральной сущности должно быть предоставлено время для развития и созревания ее собственного мозга, прежде чем она сможет действо­вать самостоятельно. Какова бы ни была ее после­дующая судьба и что бы ни происходило в данное время, ее действия нельзя рассматривать как прояв­ление сознательной мыслящей воли, точно так же, как жесты новорожденного младенца нельзя считать результатом определенного и осознанного желания. Следовательно, поскольку умершая молодая леди потеряла сознание за некоторое время до смерти, будучи такой юной и любимой членами своей семьи, то вряд ли в момент смерти ее мысли могли быть за­няты чем-нибудь другим, кроме ее близких – мыс­ли непроизвольные и, возможно, несвязные, как в снах, но все же являвшиеся прямым продолжением ее привычных мыслей и чувств – каждая ее способность, парализованная так неожиданно и резко во время полной активности и жизнеспособности в сво­ем естественном проводнике, то есть теле, вероятно, оставила свой астральный оттиск в каждом уголке дома, где она так долго жила и умерла. Следователь­но, это могло быть всего лишь «астральное» эхо ее голоса, направленное ее последней мыслью и маг­нитно притянутое к ее дяде, автору письма, что прозвучало в его «правом ухе так, будто кто-то шептал» или пытался разговаривать с ним; и то же самое ас­тральное эхо «ее собственного голоса» велело его матери «повернуться». Ее появление перед ее дедушкой «в своем повседневном платье» свидетельствует о том, что он увидел ее астральное отражение в ат­мосферных волнах, в противном случае он едва ли увидел бы реальный, только что развоплощенный дух в таком одеянии. Наличие «повседневного пла­тья» у призрака, естественно, привело бы к необходимости согласиться с тем, что эта одежда творится духом, или освобожденным Эго, добровольно и со­знательно – если бы, конечно, мы верили бы в раз­умных призраков и независимую «призрачную одежду», появляющуюся вместе со своими владельцами. Это мог бы быть и заранее спланированный волевой акт, который маловероятен для все еще ошеломлен­ной человеческой «души», только что вырвавшейся из своей тюрьмы. Даже многие из наиболее прогрес­сивных современных спиритуалистов признают, что, независимо от последующего состояния, освобож­денный дух никогда не может понять произошедшей с ним кардинальной перемены, по крайней мере, в течение нескольких земных дней. Несмотря на вышеизложенное, мы прекрасно понимаем, что бу­дем не только осмеяны учеными мужами и невежественными скептиками, но снова дадим спиритуали­стам повод для обид. Они хотели бы, чтобы мы ска­зали: «Это был дух вашей покойной племянницы, ее голос и реальное присутствие и т.д.», и затем почи­вали бы на лаврах, не предпринимая дальнейших попыток привести доказательства или дать разъясне­ния. Если данное объяснение кажется неубедитель­ным, пусть спиритуалисты и скептики предложат свое, а непредвзятые судьи вынесут решение. Пока же мы хотели бы спросить первых – если все эти действия производились сознательным духом покой­ной, почему они прекратились сразу же после пере­езда этой семьи со станции в Аллахабад? Означает ли это, что дух решил больше не приходить или что медиумы в этой семье неожиданно утратили свою силу или же просто, как выражается автор письма, что «феномены иссякли и с тех пор больше ничего не происходило»?

Что касается скептиков, то ответ наш еще проще. Для каждого здравомыслящего человека не сущест­вует дилеммы – происходят или не происходят по­добные вещи; его интересует только истинная при­чина таких аномалий. Вот случай, который ни один скептик – если он только не отвергает всю эту историю a priori – никогда не сможет объяснить ина­че, чем это делает одна из двух имеющихся теорий, а именно, оккультная или спиритуалистическая. Это случай, в котором все члены семьи, уважаемые люди разного возраста, выступили в роли свидетелей. Это уже нельзя классифицировать как единичную галлюцинацию. И при наличии таких участившихся случаев каждый рассудительный человек должен возмутиться против иррациональных доктрин, вы­двигаемых теми, кто осуждает, не увидев, отрицает, не услышав, и оскорбляет тех, кто видел и слышал, за то, что они верят собственным глазам и ушам. К нам поступают тысячи и тысячи свидетельств умных и серьезных людей, доказывающих, что такие вещи происходят и – очень часто. Если не доверять вос­приятию этих людей, тогда чему еще можно верить? Какой более надежной проверкой истины мы распо­лагаем? Как мы можем быть уверены в истинности того, что слышим или даже видим собственными глазами? Как же тогда совершать самые обычные житейские дела и полагаться на них? Как сказал некий гипнотизер одному скептику: «Если бы требования, которые отрицатели месмерических фено­менов упорно к ним предъявляют, были бы введены повсеместно, то жизнь общества остановилась бы». Действительно, никто не смог бы верить утверждениям другого человека; судопроизводство стало бы невозможным по причине недоверия к свидетельс­ким показаниям, и весь мир стал бы с ног на голо­ву. Следовательно, поскольку наука не будет рас­сматривать такие аномальные явления, то между теориями, дающими естественное и противоестествен­ное объяснение их причин, должна произойти вели­кая битва, участниками которой будут только оккультисты и спиритуалисты. Пусть каждый из нас предоставит свои факты и даст свои объяснения; и пусть те – кто не являются ни оккультистами и спиритуалистами, ни скептиками – рассудят эти две соревнующиеся стороны. Недостаточно, чтобы все знали о наличии таких феноменов. Мир должен по­нять, наконец, чтобы снова не впасть в суеверие о существовании заклятого врага человека – библейского дьявола – почему такие явления все-таки про­исходят и что служит их причиной или причинами. Мы призываем к расследованию, а не к слепой вере. И до тех пор, пока расследование установит научно и неопровержимо, что за завесой объективной мате­рии действует именно та причина, о которой гово­рят спиритуалисты, а именно: развоплощенные че­ловеческие духи, мы берем на себя смелость заявить о праве всех теософов – будь то оккультисты, скеп­тики или простые искатели истины – на сохранение нейтралитета и даже умеренного скептицизма без риска быть распятыми обеими сторонами.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно