Смерть и бессмертие. СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


СМЕРТЬ  И  БЕССМЕРТИЕ

Нижеследующее письмо свидетельствует о замеша­тельстве нашего корреспондента, которое, вероятнее всего, возникало у всех, кто читал цитируемые абзацы.

ФРАГМЕНТЫ ОККУЛЬТНОЙ ИСТИНЫ И КНИГА «КИУ-ТЕ»

[Редактору журнала  «The Theosophist»]

«В статье «О смерти», написанной покойным Элифасом Леви и напечатанной в октябрьском номере журнала «The Theosophist», т. III[1], автор говорит, что «для того, чтобы стать бессмертным в добре, надо отождествить себя с Богом; чтобы быть бессмертным во зле – с Сатаной. Это два единственных полюса в мире душ; между этими двумя полюсами произрастает и умирает, не оставив памяти о себе, бесполезная часть человечества». В примечании к этому отрывку вы про­цитировали книгу «Киу-те», в которой говорится, что и для того, чтобы вовлечь себя в поток бессмертия, или, вернее, обеспечить себе бесконечную череду перевоплоще­ний в качестве сознательной индивидуальности, надо стать сотрудником природы либо в добре, либо во зле, в ее творческой и воспроизводительной или разруши­тельной работе. Она избавляется только от бесполезных трутней,  решительно сбрасывая с себя  и уничтожая миллионы таких невыразительных существ. Если доб­рые и чистые пытаются достичь нирваны... злые, на­оборот, будут стремиться к многократным рождениям в качестве сознательных обособленных сущностей или существ, предпочитая даже страдать по закону караю­щего возмездия, но только не интегрировать свою жизнь со вселенским единством. Прекрасно понимая, что никогда не смогут достичь конечного отдыха в чис­том духе, или нирване, они цепляются за жизнь в лю­бой форме, но не избавляются от «желания жить», или танхи[1], которое служит причиной возникновения но­вой комбинации скандх, или индивидуальности, кото­рой предстоит перевоплощение.

...Есть совершенно злые и развращенные люди, хотя высоко интеллектуальные и чрезвычайно изощренные в зле, подобно тому как другие утончены в добре. Их Эго может избегнуть действия закона окончательного раз­рушения, или уничтожения, на многие грядущие вре­мена... Жара и холод являются двумя «полюсами», то есть добром и злом, духом и материей. Природа истор­гает из своих уст «тепленьких», или «бесполезную часть человечества», иными словами, уничтожает их».

В том же номере, где напечатаны эти строки, поме­щены «Фрагменты оккультной истины», из которых мы узнаем, что человек состоит из семи тел, или принци­пов. Когда наступает смерть, то первые три принципа (то есть физическое тело, жизненная энергия и аст­ральное тело) распадаются; а с остальными четырьмя принципами «происходит одно из двух». Если духовное Эго (шестой принцип) при жизни имело материальные наклонности, тогда после смерти оно продолжает сле­по цепляться за низшие элементы своей последней комбинации, а истинный дух отделяется от них и пере­ходит в другие области, где духовное Эго также распада­ется и прекращает свое существование. В этом случае остаются только два принципа (четвертый и пятый, то есть кама-рупа и физическое эго), чьи оболочки рассеиваются в течение очень длительного времени.

С другой стороны, если Эго имело духовные на­клонности, оно притянется к духу и вместе с ним от­правится в смежный, мир следствий и там создаст из себя с помощью духа новое Эго, чтобы вновь родиться (после краткого периода свободы и наслаждения) в следующем,  более  высоком  объективном  мире  причин.

Во «Фрагментах» говорится, что существуют два со­стояния, если не считать адептов. Первое, при котором Дух обязан порвать свои связи, и второе, при котором Дух способен поддерживать связь со своими четвертым, пятым и шестым принципами. В обоих случаях четвер­тый и пятый принципы распадаются через больший или меньший период времени, а в случае духовной устрем­ленности духовное Эго переживает ряд восходящих рождений. У развращенных сущностей не остается ду­ховного Эго и происходит дезинтеграция частиц четвер­того и пятого принципов в течение огромного периода времени. Похоже, что во «Фрагментах» не предусмат­ривается третий, или промежуточный случай, который мог бы объяснить посмертное состояние «бесполезной части» человечества, по определению Элифаса Леви. Мне тоже кажется, что возможны только два случая: либо Дух сохраняет свои связи, либо он их лишается. Что тогда подразумевается под выражением «бесполез­ная часть человечества», которая, как вы полагаете, уничтожается миллионами? Имеют ли они в своем со­ставе менее семи принципов? Такого не может быть, поскольку даже очень злые и порочные имеют все семь. Что тогда происходит с четвертым, пятым, шес­тым и седьмым принципами у так называемой «беспо­лезной части человечества»?

Во «Фрагментах» снова говорится, что у злых людей четвертый и пятый принципы просто распадаются через длительное время, а в своем примечании, процитиро­ванном выше, вы утверждаете, что «злые будут стре­миться к череде воплощений в качестве сознательных обособленных сущностей или существ». И опять, в по­яснении к слову «ад» вы пишете, что «это мир почти абсолютной материи, предпоследний в "круге необхо­димости", из которого нет освобождения, ибо там ца­рит абсолютная духовная тьма». Эти два примечания позволяют предположить, что в случае развращенности четвертый и пятый принципы снова рождаются в низ­ших мирах и имеют ряд сознательных существований.

По общему признанию, «Фрагменты» были написа­ны «Братьями» и то, что я понял из них после тщатель­ного изучения, кажется явно не соответствующим ва­шим, процитированным выше объяснениям. Очевидно, где-то имеется серьезное расхождение, а поскольку «бесполезная часть человечества» до сих пор обращает на себя внимание, то необходимо дать более исчерпы­вающее объяснение этого понятия с помощью семи принципов, чтобы привести ваше научное во всех от­ношениях примечание в соответствие с «Фрагментами». Я хотел бы заметить еще раз, что большинство ваших читателей на каждом шагу путают понятия «материя» и «дух» и очень важно и необходимо дать четкое опреде­ление этим двум терминам, чтобы неискушенный чи­татель мог понять разницу между ними: что подразуме­вается под материей, эманирующей из Духа, и не ста­новится ли Дух ограничен размерами материи, когда она из него излучается.

Ваш преданный брат Н.Д.К.[1] член Теософского Общества».

Кажущееся несоответствие между двумя утверж­дениями, процитированными нашим корреспондентом, в действительности не содержит противоречия, и в объяснении нет никакого «расхождения». Недо­разумение возникает из-за отсутствия у рядовых чи­тателей, не привыкших к оккультным идеям, четко­го разграничения понятий «человеческая личность» и «индивидуальность». В современном оккультном учении очень часто упоминается это различие, и в самой «[Разоблаченной] Исиде», где объяснение сот­ни тайн лежит почти на поверхности, в более ран­них работах по оккультной философии они были со­вершенно скрыты, ожидая только приложения ума, ведомого небольшими оккультными познания­ми, чтобы выйти на свет дня. Когда писалась «[Ра­зоблаченная] Исида», те, от кого исходил импульс, направлявший подготовительный этап работы, зна­ли, что еще рано полностью открывать многие истины, которые они хотели выразить простым язы­ком. Поэтому читателям этой книги давались ско­рее намеки, наброски и философские эскизы, чем систематизированные толкования. Так, относитель­но обсуждаемой проблемы на с. 315, том I, выска­зывается предположение, почти утверждение, о раз­личии между личностью и индивидуальностью. В этом месте излагается мнение некоторых филосо­фов, с которыми, как легко увидеть, автор соглаша­ется: «Человек и душа должны были завоевать свое бессмертие, поднявшись до Единства, в котором, в случае успеха, они бы окончательно соединились... Индивидуализация человека после смерти зависит от Духа, а не от его души и тела. Хотя слово «личность» в своем обычном значении становится бессмыслицей применительно к нашей бессмертной сути, все же последняя является различимой сущностью, бес­смертной и вечной per se». И чуть ниже: «Человек мог бы достичь бессмертия и оставаться в вечности тем же внутренним я, каким он был на земле; но это отнюдь не означает, что он должен остаться госпо­дином Смитом или господином Брауном, каким он был на земле...»

Детальное рассмотрение этих понятий разрешит недоумение нашего корреспондента. У Элифаса Леви речь идет о личностях, во «Фрагментах» об инди­видуальностях. Его выражение «бесполезная часть человечества» применительно к основной массе лич­ностей. Сохранение личности без изменения после смерти – очень редкое достижение, доступное толь­ко тем, кто вырвал у природы ее секреты и управ­ляет своим собственным сверхматериальным разви­тием. В своей излюбленной иносказательной манере Элифас Леви называет таких людей бессмертными в добре через отождествление себя с Богом или бес­смертным во зле через отождествление себя с Сата­ной. Иными словами, сохранение личности после смерти (или, лучше сказать, долгое время после смерти; не будем сейчас объяснять это различие) достигается только адептами и магами – единствен­ным классом, обладающим высшими тайными зна­ниями. Одни его представители получили их правед­ным путем и из благих побуждений, другие – не­праведными средствами и для низких намерений. Но тому, что входит в состав внутреннего я, более чис­тым элементам души земной личности, объединен­ным с духовными принципами и образующим соб­ственно индивидуальность, гарантирована сохран­ность в новых воплощениях, независимо от того, будет ли рождающийся на земле человек наделен более высокими знаниями или останется простым обывателем всю свою жизнь.

Эта доктрина не относится к числу тех, что сразу встречают понимание у людей, чье представление о бессмертии было искажено низкопробными учения­ми современной церкви. Некоторое экзотерические религии требуют от своих последователей предста­вить в своем воображении, что жизнь за гробом является своего рода продолжением жизни по эту сто­рону. В них вселяют веру, что если они хорошо себя вели в этой жизни, то целую «вечность» будут пре­бывать на неких роскошных Небесах, – как если бы их доставили в какую-то отдаленную страну – чу­десным образом защищенные от болезней и смерти и навеки оставаясь «господином Смитом» или «гос­подином Брауном», как и до переселения. При близ­ком рассмотрении эта концепция так же абсурдна, как и теория о том, что за заслуги или за грехи этой короткой жизни – всего лишь мига в масштабах вечности – они могут получить вечное блаженство или навлечь на себя всевозможные ужасы несконча­емого наказания. Цели и средства, причины и след­ствия должны быть пропорциональны как в мире духа, так и в мире плоти. Человеку, который не сделал сначала свою личность чем-то совершенно не­обыкновенным, невозможно понять, как она реаль­но может быть вечной. Было бы глупо даже желать увековечивать ее в таком виде, ибо как могли бы человеческие существа, ведущие позорный жалкий образ жизни, чьи личности являются всего лишь скоплением никчемных и своекорыстных воспоми­наний, быть счастливыми, обнаружив, что их стра­дания остались неизменными на все грядущие вре­мена, да еще на фоне вечного контраста с застывши­ми в своем развитии личностями высокого порядка. Память о существовании каждой личности действи­тельно сохраняется нетленной в таинственной лето­писи, и в один прекрасный день – в таком отдален­ном будущем, что о нем не стоит сейчас даже заду­мываться – бессмертная духовная индивидуальность сможет заглянуть в нее, как бы перелистывая стра­ницы огромной книги жизней, которую она к тому времени напишет. Но отложим эти очень туманные размышления и вернемся к вопросу о приближаю­щейся участи огромного большинства из нас, кото­рое Элифас Леви так нелицеприятно назвал «беспо­лезной частью человечества» – бесполезной только, следует запомнить, относительно наших особых ны­нешних сочетаний земных обстоятельств – но не от­носительно внутреннего Я, которому предопределе­на многократная активная радостная жизнь и суще­ствование в будущем в лучших условиях как на этой земле, так и на высших планетах.

Большинство людей способно понять, что каким бы неудовлетворительным ни был состав их нынеш­них личностей, но это, в конце концов, они сами – «несчастный малый, сэр, но мое порождение» – и что внутренние духовные монады, которые они очень смутно осознают, ко времени соединения с совершенно другим набором составных частей в новых воплощениях, будут совсем иными людьми,  судьбы которых их не интересуют. В действительности же, когда это время наступит, судьбы этих людей будут волновать их так же, как их нынешние. Но оставив без внимания эту часть теории, слабые собратья смогут все же найти некоторое утешение в том, что в конце своих теперешних жизней они распрощаются со своими нынешними личностями, слишком уны­лыми, чтобы держаться за них. Элифас Леви изла­гает учение очень кратко – что касается приведен­ного отрывка – и с большими пропусками, кото­рые, с точки зрения рассматриваемой проблемы, имеют очень большое значение. Говоря о бессмертии, великий оккультист мыслит огромными вре­менными масштабами, доступными личности адепта и мага. Когда он говорит об уничтожении после этой жизни, он не принимает в расчет определенный отрезок времени, не заслуживающий, возможно, рассмотрения в сравнении со всей совокупностью существований, но тем не менее очень даже привле­кающий внимание людей, которые цепляются за крохотный фрагмент своего жизненного стажа, в котором воплощается личность – предмет нашего разговора.

В ряде статей, напечатанных в нашем журнале за последние несколько месяцев, уже объяснялось, что вовлечение духовной монады в новое рождение на­ступает не сразу после ее выхода из физического тела, в котором она в последний раз обитала на зем­ле. В камалоке, или земной атмосфере, происходит отделение двух групп эфирных принципов, и в ог­ромном большинстве случаев, когда почившая личность – пятый принцип – передает что-то достой­ное увековечивания и объединения с шестым принципом, духовная монада, сохранив тем самым созна­ние своей покойной личности на некоторое время, переходит в состояние, названное дэвакханом, где она ведет существование неомраченного удовлетворения и сознательного наслаждения в течение дей­ствительно очень долгого периода времени, по срав­нению с длительностью жизни на нашей земле. Ра­зумеется, это не состояние активности и острых контрастов между болью и удовольствием, искани­ями и достижениями, как в физической жизни, но это состояние, в котором личность, в оккультном смысле, увековечивается, насколько это выражение уместно применительно к недолговечности всего, что причиняло боль при жизни. Именно из этого состояния духовная монада воплощается в следую­щую активную жизнь, и с момента этого нового рождения со старой личностью покончено. Но для людей, чье воображение находит концепцию о пере­воплощениях и новой личности неутешительной, доктрина о дэвакхане, следует запомнить, что эти «доктрины» являются констатациями научного фак­та, который, по утверждению адептов, так же реален, как и звезды, хотя они находятся слишком далеко, чтобы большинство из нас могло достичь их, – так вот, доктрина о дэвакхане предоставит людям, кото­рые не могут сразу распрощаться с воспоминаниями о земной жизни, мягкую площадку для падения.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно