05.08.1939 Николай Рерих Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю
  • Дата : 05.08.1939
  • Издание: Лотаць, 2000

Николай Рерих Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю

5-АВГ-1939

Родные наши!

За это время были письма от Гаральда Феликсовича от 17-го и от Рихарда Яковлевича [от] 18–21 июля. Последнее письмо от И.Г.Блюменталя было от 10 июля. Ждём от него следующего, ибо, наверное, за это время у него произошли разные полезные встречи и беседы. Ведь мы до сих пор так и не знаем, была ли переслана монография с моим письмом В.П.П[отёмкину]. По некоторым соображениям, всё это чрезвычайно важно знать, чтобы составлять себе правильное представление о многом происходящем. Как я уже писал, П.Ф.Беликов передал две монографии и сопроводил их очень удачной беседой. Таким образом, в разных местах выявляются правильные сведения.

Не забудем, что такое выправление сведений очень нужно, ибо тёмные не теряют времени, чтобы сеять неправду. Так, мы получили с Дальнего Востока ещё одну книжонку, которая показывает, что существуют какие-то ничтожные писаки, не жалеющие средств или, вернее, получающие откуда-то средства на издание пасквилей, которые, вероятно, и остаются в складе под их кроватью. Также получили мы листовку со статьёю Зенкевича, которую, вероятно, и Вы получили. Конечно, намерения его добрые, но многое можно бы написать совершенно иначе и гораздо более выразительно. Не знаем, откуда средства на эту листовку и каким путём она распространяется. В ней забыто или нарочно опущено главное обстоятельство, что Батурин печатал директорские листовки.

Также нами получен № 2 Культуры, должно быть, и Вы его получили. Он лучше первого номера, а статья о Скрябине вообще очень интересна и могла бы быть прочтена на одном из Ваших собраний.

Посылаю Вам мою статью Мир искусства и прошу Вас постараться поместить её в Сегодня без сокращений или искажений. По некоторым обстоятельствам появление этой статьи нужно. Конечно, как всегда, пришлите нам 10 вырезок из газеты. Г.Г.Шклявер сообщает, что в последнем номере обор[онческой] газеты появилась статья Владимира Анатольевича. Должно быть, в лагере мракобесов она вызовет некоторое движение воды. Опасаться этого движения не нужно, ибо оно так же естественно, как и рецензия Вейдле – подпаска Бенуа. Мы совершенно не удивляемся, что эта шайка желает всё сущее уничтожить. Ведь разрушители питаются лишь тлением.

Вы нам ещё не сообщили, как и куда переводить деньги, получаемые за продаваемую здесь английскую монографию. Также Вы ещё не написали мне адрес Лагорио в Париже, который можно достать у Юпатова. Также мы не знаем, сколько набралось гонорара в Сегодня. Р.Я. добавляет в своей приписке к письму, что Вы решили прекратить постепенно работу с Юпатовым. Произошло ли это лишь в силу наших советов, или же бойкий молодой человек (хотя уж не очень молодой) что-то опять натворил. Конечно, Вы не будете делать из него явного врага, но постепенно под разными местными предлогами отойдёте. Ведь Вам по Вашему общественному положению приходится встречаться с самыми разными людьми, и эти встречи ещё ни к чему не обязывают.

Вчера было письмо от Янушкевича, в котором он пишет, что его посетил А.И.Клизовский и привёз ему монографию. Затем сообщается, что Янушкевич напишет в общество польских художников, предлагая им меняться картинами на монографию.

Думается, что такой деликатный предмет лучше бы сообщать при личной беседе, а такое циркулярное письмо не всегда может быть понято сердечно. Вообще хотелось бы нам иметь список всех новых поступлений в музей.

Сейчас пришли письма от Р.Я. и И.Г.Б. (от 22 июля и от 16 июля), и мы все от души обоим письмам порадовались. Конечно, очень мудра пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Так и действуйте, избирая для всего лучшие обстоятельства. Главное же, нас радует это дружеское единение между Вами. Ведь каждый может внести своё соображение и привести свои доказательства, и всё это будет обсуждено и принято во внимание со всем дружелюбием. Вот в этом-то дружелюбии и заключается залог успеха.

Конечно, П.Ф.Б. может знать о записном листе Друзьям художникам. И.Г.Б. правильно указывает своим собеседникам, что в моих листах многократно помянуто то, о чём они хотели бы слышать. Сейчас посылаю в обор[онческую] газету ещё статью Шведская Слава[1]. К вопросу о магазине не буду сейчас возвращаться, ибо, как я уже писал, Вы сделаете на месте, как лучше. Вся жизнь является волнующимся морем, и каждый час несёт своё доброе решение.

Увы, Сеплевенко занял самую безобразную позицию. Особенно возмущает, что вследствие его участия поминается недопустимо имя Е.И. В следующем, только что полученном номере Божественной Жизни имеется фотография болгарской группы из восьми человек с Сеплевенкой в центре. При этом сообщается, что он издаёт по-болгарски журнал Йога и занимается спиритуалистическим исцелением, – это венерически-то больной! Как Вам нравятся подобные безобразные нагромождения?! Вы совершенно правы, удерживая легкомысленных людей от общений с Батуриным и Сеплевенко и т.п. Вообще не вяжутся с понятием какой бы то ни было светлой йоги статьи вроде писаний Дикмана по наущению Сеплевенки. Теперь, после листовки Зенкевича, можно ожидать новых наскоков со стороны Батурина – ведь этим наймитам терять нечего. Пожалуйста, сообщайте нам все подробности Ваших бесед с новыми знакомыми. И.Г.Б. правильно в беседах отмежёвывается от всяких сектантских обвинений. Да будет светло.

Сердцем и духом с Вами,

Н.Р.

Необходимо написать краткую записку к десятилетию Общества, которое, как Вы знаете, уже исполнилось. Ведь культурная группа считает свою деятельность не от полицейского свидетельства, а со дня своего фактического культурного образования. У Вас будет прекраснейший матерьял, чтобы очертить деятельность Общества. Даже без переименовывания авторов книг Вы можете сказать, сколько вообще книг и изданий за все эти годы было напечатано на общекультурные темы. Затем Вы припомните огромное количество лекций, рефератов и собеседований на такие же общекультурные темы. Затем в Вашем активе находится образование музея, в котором целый отдел посвящён латвийским и другим балтийским художникам. Эти произведения приобретались лишь в понимании существования музея. Кроме того, Общество имеет ряд пожертвований, которые делались лишь в понимании существования Общества и музея. Наконец, в Вашем активе находится Конгресс, который вызвал всеобщее одобрение и прекрасные отзывы. Затем (если это уместно) можно упомянуть и о поднесении знака музея бывшему президенту[1]. Вообще эта записка должна содержать неоспоримые положительные факты, которыми полна деятельность Общества и музея. Если бы последовало нечто отрицательное именно после десятилетней плодотворнейшей культурной деятельности, то это уже был бы такой скандал, который даже и в мышлении допустить невозможно. Во всяком случае, такая записка о десятилетии деятельности совершенно необходима. Кроме специальных причин, и сами члены Общества будут рады иметь такое точное и основательное изложение фактов. Ведь не скроем от себя, что в каждом обществе могут быть такие сочлены, которые просто по неведению могут не знать истинных фактов. Когда в 1930 году я впервые лично встретился с покойным председателем Общества и основателем его в Латвии Ф.Д.Лукиным в Париже, то Общество уже существовало значительное время. Итак, во всяком случае, необходимо неотложно составить такую записку-брошюру, которая останется и для будущего, и для настоящего. Где-то в этой брошюре можно сделать выдержки из моей статьи Латвия, в которой я говорю так много доброго о латвийском президенте и других деятелях. К этому у Вас есть матерьял из Зелта Граматы, которая повсюду за границей и в Прибалтике вызвала прекрасные отзывы. Словом, соберите весь Ваш превосходный актив и покажите его наилучшим путём.

_______


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно