06.03.1936 Рихард Рудзитис Елене Рерих
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Рихард Рудзитис Елене Рерих
6. III. 1936
Дорогая Елена Ивановна!
С чувством сокровенной радости думаю о Памятке, присланной нам. Чувствую, что это знак Века Майтрейи – пламя над чашей, символ всей Эпохи нового, огненного сознания. Не означает ли пламя, свившееся в кольцо, утверждение Света и победу Света над тьмою, ибо никакая тьма не способна нарушить огненное кольцо, пламя, которое само себя питает? Крест – как ноша искупления – теперь преобразился в Чашу огненного Возношения и озарения, в чашу радости о Беспредельности, о красоте Мира Огненного, мелькающей через формы земные, в чашу пламени любви, в синтез со змиёй-мудростью. Но ещё лишь кладутся основы в подвиге красоты. Ещё чаша Амриты черпается больше из колодцев земных страданий, чем из небесных восхищений, ещё новая чистая радость духа болит от яда чёрных стрел, но всё же огонь чаши свился в кольцо неугасимого вечного пламени Новой Зари.
Помню древнеиндусское изречение: «Когда ученик вступает на Путь, он возлагает своё сердце на крест». Так и чаша подвига вырастала из креста.
В магометанских пророческих легендах говорится, что будущий Имам-Мессия придёт в мир, когда солнце встанет с запада и комета появится на воСтокс и совьётся в кольцо. Чую, что и здесь какая-то связь с кольцом пламени.
Мы вслушивались с глубоким волнением в страницы Аума, присланные Фёдору Антоновичу. Мы почувствовали, что сущность этого самого Сокровенного Понятия можно постигать лишь тогда, когда умолкают все земные звуки и остаётся лишь одно сердце и когда говорит лишь сердце. В молитвенном трепете сердца начинает звучать эта Космическая Вибрация – Аум. Первозвук – трепет Сердца Беспредельности, лейтмотив Музыки Сфер, основа всех энергий и оснований; сердце познаёт его, когда оно звучит в одной вибрации с Беспредельностью. Ибо само сердце лишь чаша творческих вибраций, стремящихся приобщиться к Космической Вибрации. И Атман – Вечный Огонь – Дух Святой питается и живёт этой Всевышней Вибрацией. Я когда-то много думал о слове и понятии Святое, когда писал свою дипломную работу (о красоте в метафизическом аспекте). Но христианско-европейское сознание слишком интеллектуализировало это Высшее Слово, к тому же Его персонифицировали и сузили.
Читая Чашу Востока, я раздумывал, не является ли Первопотенциалом всех великих Первоаспектов – Движения, Силы и Материи та же Космическая Вибрация или Звук, который звучит от Безначальности в Беспредельность. И все живые существа, эти «капли из беспредельного Океана Духа», лишь Его тоны, различной ясности и тонкости. И вся эволюция человеческая состоит лишь в том, чтобы развить в себе бесконечную чуткость и восприимчивость духа, развить в себе «абсолютный слух» духа, чтобы всё больше и всё яснее слышать звучание этой Первомелодии в сокровенных глубинах своего сердца и чтобы наконец стать Адептом, являющимся тончайшим божественным тоном.
Простите за мои мысли и вопросы. Является ли Свати одной из известных планет нашей астрономии, Венерой? Или Ур и Свати можно понять также как принципы – Буддхи и Манас (Агни-Йога, §517)? В Листах Сада Марии, ч. II, стр.57, сказано, что когда «после Августина церковь начала погружаться во тьму средневековья и Христос оказался запертым золотой преградой, то, чтобы преломить её, Сам Христос сходил даже среди умалённых Обликов». Можно ли понять явление Христа здесь реально?
На днях ко мне пришёл человек, лет 50-ти, по профессии рабочий-механик, заинтересовавшийся картинами Н.К. Он долгие годы проживал в Америке. Оказывается, что он там посещал лекции розенкрейцеров и многие основы Учения ему известны. Когда я познакомился с ним поближе, он, наконец, открыл мне, что видит ауры. Эта способность у него была уже с детства, затем исчезла, но потом снова появилась, когда он стал размышлять о духовных вопросах. Он сказал, что видит ауры центром, находящимся на темени, т. е. центром «колокола». Он также правильно заметил, что такие видения опасны для того, кто не умеет их контролировать. Он рассказывал, что ему тяжело было проживать долго на одном месте из-за сборища множества нечистых аур. Также на улицах он видит главным образом лишь серо-красноватые ауры. Далее он сказал, что в Канаде, где он долго проживал, ауры в общем-то чище, чем в Европе. Помню, как и m-me Иогансон рассказывала, что она в молодости как будто видела ауры.
Могу ли я задать Вам вопрос: если у человека при чтении писем или от отдельных мест из Учения от внутреннего восхищения появляются иногда слёзы на глазах, то можно ли здесь усмотреть зачатки психизма, как это Карл Иванович говорит об одном из членов?
Владимир Анатольевич мне писал, что книгу Н.К. Священный Дозор не пропустили в Харбине. У нас в настоящее время имеются средства на издание ещё нескольких книг (между прочим, ещё два члена выразили желание жертвовать на издание книг). Не издать ли нам Священный Дозор в Риге? Мы с радостью сделали бы это. Жаль, что эта столь прекрасная и уже отпечатанная книга пропадает и должна пропускать свой срок. Чувствую, что эта книга имела больше значения для Харбина, и её восточную миссию. Но всё же не поискать ли другой возможности? В случае Вашего положительного ответа, мы спешно приступили бы к печатанию. Если не нужно было бы печатать по просмотренному манускрипту, то опечатки и прочее мы даже могли бы сами исправить. Пришлось бы лишь выбросить введение издательства, может быть, также слова о Хорше и архиепископе Иоанне. Далее, три статьи Харбинскому Комитету можно было бы объединить под одним заглавием. (Во второй статье упущен текст Пакта.) Надеемся, что наша цензура пропустит её, может быть, обратит внимание, например, на фразу – «к признанию Маньчжурии» (в Строении), но и это пройдёт. Для нас, конечно, нет большей радости, как чем-нибудь услужить в продвижении Учения. Также с радостью мы издадим и Общину (конечно, цензура не может иметь ничего против слова община) и другие книги. Вам уже сообщили, что начато печатание книги Оригена О Началах.
Вторая часть Мира Огненного отпечатана и сегодня послана в цензуру. Фёдор Антонович и Александр Иванович запросили Вас об издательстве Агни-Йога. Мы обсуждали этот вопрос совместно и поняли, что это название должно быть связано с Учением, потому мы решили его оставить для книг Учения, а для других изданий основать новое издательство.
Под конец мне приходится Вам сообщить, что правление кооператива в конце концов всё же решило пекарню и магазин закрыть. Начинание всё время несло лишь убыток. Бывали различные попытки улучшить положение, но безрезультатно. Конечно, главная причина всей неудачи в том, что не было такого энергичного человека, который мог бы весь день сам работать в магазине и организовать всё на более широких основах. Члены правления, при всём своём наилучшем желании, не могли ничего сделать, так как сами были очень заняты. Но надеемся, что кооператив найдёт другие возможности.
Бывают случаи в жизни, когда надо открыть своё сердце, как бы перед Всевышним. Такое чувство у нас было, когда мы послали Вам письмо о Карле Ивановиче. Вы знаете, почему это письмо было самое трудное, потому простите, что я Вам не написал раньше. Притом как трудно установить, где полная правда, и также немало загадок в характере Карла Ивановича. Фёдор Антонович, Александр Иванович, Валковский и я на днях собрались вместе и долго обсуждали этот вопрос. Так грустно слушать и впечатления других. Жаль, ибо он своим широким умом мог бы принести много пользы Обществу.
К.О.Валковский всё вырастает в духе и становится славным сотрудником.
Мы на днях выслали Вам три реферата, прочтённые в прошлом году, в день поминовения ухода Феликса Денисовича, и мы были бы рады, если бы наше послание попало в Ваши руки до этого дня нашего сердца. Также Вам выслан альбом со снимками из жизни Общества и видами Латвии. Инициативу этой посылки нам дал Владимир Анатольевич, от которого Общество получило несколько альбомов. Этот альбом собрали и дарят Аида Виестур и Я.Принцис. Пояснения к альбому будут высланы отдельным письмом.
Шлю Вам и Н.К. самые сердечные и самые лучшие пожелания и мысли.
Искренне преданный Вам,
Р. Рудзитис
Завтра утром вместе с этим письмом вышлю Вам два экземпляра второй части Мира Огненного. Это пробные экземпляры, так как обложка, первый и последний листы отпечатаны лишь в количестве, нужном для цензуры.
_______