06.07.1935 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
6.VII.35
Многоуважаемый Александр Михайлович, только недавно отослала Вам письмо, но получив Вашу весть и запрос от 27-го мая, вижу, что по содержанию их мне следует поторопиться с ответом. Как всегда, в моем ответе буду придерживаться последовательности поставленных Вами вопросов. Именно, статья Гребенщ[икова] "Протестую"[1] была послана не Вам, но для тех устрашающихся, которых большинство среди наших эмигрантских кругов. Харб[инские] выпады, исходящие от совершенно определенной кучки двуногих, проникли во многие углы и, конечно, могли докатиться и до ваших мест и вызвать к жизни среди малодушных все призраки страха. Сердцем радуюсь, что Вы так и приняли эту посылку. Харбинской клевете и злопыхательству я придаю значение лишь поскольку они еще раз показывают, что нет хода со старою рухлядью. Напомните всем устрашающимся параграф в первой книге "Листов Сада Мории" на странице 79: "...Сумейте пронести Свет. Сумейте явить простор Красоты. Чурам нет хода, с рухлядью нет строения, с чижиком по свисту не сравнить, с тухлыми хлебами не отведать, с курным дымом не продохнуть России будущей чудную повесть". На все лады в книгах Учения слышатся пламенные призывы к новому сознанию, к новому строительству, ибо в Новый Мир и в Новую Страну можно войти лишь перерожденным духом, новым сознанием и новыми путями. Именно сейчас происходит великий отбор: "Я творю новое Небо и новую Землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце".
Интересно отметить, что последн[ий] патриарх Тихон прикрепил эту записочку с этими древними и вещими словами, написанными его рукой, к образу Спаса и подарил их одному человеку. Так каждый строитель должен знать материал, которым он может располагать. Все гнилое, все нетвердое должно отпасть. Не толпы нужны, но отдельные избранные. Толпы никогда ничего не создавали. Удел толп – разрушение.
Как говорит великий мыслитель Ницше в своем творении "Так говорил Заратустра": "Глаза мои открылись: мне нужны последователи, и притом живые, а не мертвые трупы, которые я ношу с собою, куда хочу... Глаза мои открылись: не народу должен говорить Заратустра, а последователям. Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада! Последователей ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не правоверных... Созидающих так же, как он, ищет созидающий; именно тех, что пишут новые ценности на новых скрижалях... К созидающим, и собирающим жатву, и празднующим хочу присоединиться: я радугу хочу показать им и все ступени, ведущие к сверхчеловеку!.." Я так люблю эту книгу! Конечно, многие, прочтя ее, придут в ужас, но такие сознания, истинно, не нужны Новому Миру. Время сейчас слишком грозное, чтобы сентиментальничать, нужно собрать все стремящееся, все сильное в постоянстве и мужестве своем. Нужны истинные воины духа, не боящиеся поднять меч свой за Свет и Общее Благо. Интересно отметить, что все Святые или Бодхисаттвы Тибета всегда изображаются с мечом – символом бесстрашия и мужества духа. Так, если кто опасается, тому лучше отойти, ибо, истинно, не выдержит он огня Нового Мира. Учение не для слабых и устрашающихся. Грядет возрождение Духа и новое понимание Христа, осиянного всей радугой Красоты Беспредельной.
Боящимся за успех движения Р[ериха] из-за появления в Вашем журнале статей Н.К. и выдержек из моих писем можете сказать, что разрешение на помещение моего первого письма в Вашем журнале было дано Вл[адыкой], причем было указано поместить как письмо с Гималаев и подписать полным именем. Именно этот журнал достиг Харб[ина] и, конечно, только усилил переполох в местном курятнике. Но опасаться этого не следует, ибо взрывы и сдвиги сознания нужны, иначе наступает смерть и разложение – таков космический закон. Первый переполох произошел от появления портрета Н.К. в амер[иканском] журнале розенкр[ейцеров], причем они постарались приукрасить его всеми своими символами! Можете себе представить, какое ошеломляющее впечатление это произвело на некоторые сознания! Конечно, все это было бы смешно, если бы не доказало еще раз все невежество, всю заплесневелость мышления некоторых кругов и попутно всю глубину малодушия и страха тех, чье сознание уже немного продвинулось в эволюционном направлении, но вековой атавизм в которых еще так силен, что при одном призраке возможности анафемы они застывают в корчах ужаса. Так,
Н.К. нашел там не более двенадцати человек, истинно, знаменательное число, и, вероятно, тоже, как время покажет, не без своего Иуды и отрекающегося Петра. Конечно, и новые выдержки из моих писем вызовут новые нападки. Мое упоминание о Кутузове для некоторых является сейчас красным платом. Ибо только что именно в Харб[ине] вышла книжечка, доказывающая, что Кутузов был предателем своей Родины, ибо он был масон! Упомянуты там еще и другие самые высокие имена, которые мы привыкли чтить, с самого детского возраста, так опорочены и Пушкин, и Петр Вел[икий], и прочие... Что же можно строить с таким сознанием? Конечно, шайка, нападающая на Н.К., с нашей точки зрения, еще хуже нападает на другие достойные имена, как Гондатти, ген[ерал] Вербицкий и проф[ессор] Гинц и т.д. Но все эти кощунники широко известны тамошним эмигрантским кругам своим криминальным прошлым, и потому тем страшнее это замалчивание и тайное уползание знающих истину. Это уже грозное свидетельство наступившего разложения духа. Именно, не криминальная шайка страшна, но малодушие свидетелей происходящего! Конечно, нужно отметить, что нападения этой шайки тайно поддерживаются хозяевами, которым очень на руку подобная дискредитация лучших представителей эмиграции, и, главное, им нужно поддерживать разъединение среди сородичей наших. Несмотря на все заявления хозяев, что они так приветствуют культурную деятельность
Н.К., которые печатались в местных газетах, несомненно, с другого хода идут иные поощрения. Природа хамелеона очень присуща некоторым национальностям! Так меня лично все это нисколько не удивило. Мне было Указано, что будут явлены истинные лики, ибо очищение пространства должно происходить. Именно подобные выявления уже есть очищение пространства. Давно Указано, что не эти, но Иван Стотысячный спасет Родину! Драма эмигрантов в том, что большинство среди них не может, вернее, боится и не хочет представить себе, что сознание народа изменилось, что там уже выросло целое новое поколение, совершенно оторванное от старого! Если при медленном темпе прошлого столетия мы так разнились в развитии мышления от наших отцов, то насколько же психология поколения, выросшего в революционных условиях, должна разниться от психологии эмигрантской! Воистину, недостаток воображения есть великий порок и предел всем возможностям! Потому спокойно встречайте нападки на свой журнал уж слишком осторожных друзей и скажите им правду, именно, что Вы просили меня разрешить поместить эти выдержки и получили на это мое согласие. Волков бояться – в лес не ходить! "Лишь смелым Бог владеет". Опыт моей жизни подтвердил эту мудрую пословицу. Так культурное строительство Нового Мира нуждается в смелых и твердых сознаниях, преданных великому Учению Живой Этики, готовых всегда встать на защиту своего вождя и Вел[икого] Уч[ителя], Стоящего за ним. Только таких Вел[икий] Уч[итель] может назвать своими воинами и приблизить к ученичеству. Привожу Вам страницу из неизданной еще книги Учения: "Нам не нужны благонамеренные Никодимы, приходящие к Нам ночью и молчащие днем в Синедрионе. Каждый должен хранить тайну доверенную, но и должен иметь слова о Нас. Слова твердые, могущие ошеломить противника. Скажите – любопытно видеть говорящего о том, чего не знает... Самое худшее – сказать ложное обвинение, ибо в нем и ложь, и клевета, и предательство, и невежество. Скажите – раз Учитель существует, почему не пользоваться Его разумными Советами? Сами не пользуетесь ими, ибо не знаете, как получить их. Торопитесь узнать о Махатмах не в истории, но в жизни; пока же оставьте невежество при себе" (20). "Мы изгоним всякий страх. Мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья исступленного стука, белые перья умолчания, черные крылья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними, тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз.
Благословенный "Лев", бесстрашием одетый, заповедовал учить явлению мужества.
Пловцы, если вы сделаете все вам возможное, куда может нести вас самая губительная волна? Она может лишь вознести вас. И ты, сеятель, когда раздашь зерна, ты будешь ждать урожая. И ты, пастух, когда перечтешь овец своих, ты затеплишь свет явный".
Так продолжайте свое благое дело, прилагая мудрую осторожность, вернее, бережность, но не малодушие. Не смущайтесь огородными пугалами. Ох уж эти призраки страха, сколько светлого они разрушили! И чего только не лишили люди себя! Я понимаю, что издавать журнал – тягота большая. Чую, как Вам нужны талантливые сотрудники, но где достать их, они так рассеяны сейчас! За последние годы мне часто приходится вспоминать вещие слова управляющего именьем моего мужа: когда его спрашивали, как могли произойти те или иные недосмотры, его обычным ответом было "что же делать, коль МОЛЬ съела людей!" Чуете ли Вы все презрение в этих словах? Именно МОЛЬ, не волки, поела людей. С грустью должна сказать, что у меня нет никого на примете, кто мог бы помочь Вам в этом прекрасном деле. Светляки, конечно, имеются, много хороших слов говорится ими в кратковременных и судорожных порывах, но пока что мало строительного. Конечно, имеются сильные, мужественные истинные воины духа, и знаю даже этих будущих, исключительно преданных, сотрудников. Истинно, имена их даются мне яснослышанием, так сокровенны они. Но пока что встречаюсь с ними на ином плане. Но наступает год больших событий и начинаний, затем три года великого мирового строительства, а там засияет Чертог небывалый. Так и пройдем в великом устремлении к Свету и Благу и миру всего Мира. Но, как всегда, все великое до времени останется невидимым глазу обывателя. Не скрою, что я всей душой сочувствую Вашему стремлению к знанию, и, с этой стороны, можно пожалеть, что журнал Ваш отнимает у Вас столько времени. Также продолжаю настаивать на необходимости изучения англ[ийского] языка, хотя бы только для возможности чтения. Ибо, истинно, такое богатство по оккультным наукам, такие восточные Жемчужины преподносятся на этом безобразном языке! Пытливый, вдумчивый и глубокий русский ум, если бы имел доступ ко всем этим сокровищам, которые на протяжении сотен лет уже стали достоянием Запада, истинно водрузил бы Факел Сияющей Истины и зажег бы им все очаги мира.
Теперь другое. Конечно, относительно Веры Александр[овны] не беспокойтесь, и никогда не скажу я ей того, что Вы доверили мне. Как я уже писала Вам, она совершенно прекратила всякую переписку с нами и даже не ответила на полуофициальное письмо Вл[адимира] Ан[атольевича] Шибаева, запрашивавшего ее о получении ею правил и устава Общ[ества] им[ени] Р[ериха]. Жду результата Вашего свидания с нею, ибо только что из Америки получила новый список ответвлений Общества им[ени] Рериха, где Общ[ество], возглавляемое ею, стоит под вопросительным знаком, и меня спрашивают: следует ли вычеркнуть это Отделение, ибо от самого его возникновения не поступает никаких репортов о нем.
Также Ваши указания Калименову относительно Вел[икого] Уч[ителя] М. правильны. Также правильно, что мы не пребываем в Твердыне Бел[ого] Брат[ства], ибо невозможно после длительного пребывания в той атмосфере снова присоединиться на долгое время к людям и строить с ними. Но наше обиталище Вл[адыка] называет Ашрамом, ибо, истинно, в нем установлен огненный престол и пребывают восприемники Живого Огня. Также пусть книги Учения связываются с нашим именем, и неважно, кому из нас двоих будут приписаны они, ибо, истинно, мы оба являемся восприемниками посылаемой этой Мудрости. С прошлой почтой пришли несколько экземпляров "Оккультизма и Йоги". Большое спасибо! На этот раз сборник Ваш еще богаче. Вы становитесь щедрым. Не успела еще его просмотреть всего, но могу сказать, как всегда, Ваши верные сотрудники сделали прекрасное приношение. Остановил мое внимание отзыв о книге Клизовского. Подивилась возражению против определения понятия "ТО", как Непознаваемое Беспредельное и Предвечное! Опять где-то показался призрак антропоморфизма. Конечно, ТО, Неизреченное, Непознаваемое, или Беспричинная Причина, Бескорний Корень, или Абсолют и т.д. не может рассматриваться как индивидуальность, ибо каждая индивидуальность есть уже известное ограничение, но Абсолют не может быть ограничен. Также на возражение, что "Бог есть любовь, но любить может только индивидуальный некто, субъект, а не безличный принцип или закон" – я спрошу, задумался ли возражатель над тем, что есть эта Космическая, Божественная Любовь, и как выявляется она в миллиардах миллиардов нескончаемых проявлений, и как выражается она на разных ступенях сознания, непрестанно разворачивающего беспредельный потенциал Того, что Восток, в своем великом почитании сокровенности Божественного Принципа, не решился обозначить никаким именем, как только "ТО", именно, "Неизреченное", и запретил всякие обсуждения Его, сосредоточив всю силу познавания на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. ТАЙНОЙ держится ВСЕЛЕННАЯ. Вдумайтесь в это глубже.
Теперь другое – о цивете приложит записочку мой сын. Что же касается до описываемого Вами случая от приема валериана, то на нашей практике нам не приходилось встречаться с подобными случаями, весьма вероятно, что это случай определенной идиосинкразии.
Теперь на Ваш третий вопрос. Справедливости ради должна напомнить, что в моем письме от 1.VIII.34 было сказано: "Не обещаю, но, может быть, мне удастся разделить..." Поверьте, я очень, очень сожалею, что не могу выполнить своего условного обещания, ибо сотрудник, который мог бы это сделать, должен был оставить наш Ашрам. Итак, мы остались втроем, а как я уже писала, на нас лежит огромная машина многочисленных Учреждений и т.д. Право, мы не имеем ни минуты для себя. Давно уже я не могу спокойно раскрыть книгу и углубиться в нее. Все приходится просматривать на лету, и то если есть время. Также и задуманный мною труд тоже не может продвигаться, ибо я обещала некоторым корреспондентам еще полтора года отвечать на их письма и просматривать труды их. А корреспонденты все растут, и сами Вы знаете, как тяжело отказывать стучащимся. А тут еще наступила жара и духота муссона, которая очень отражается на моем сердце. И уехать еще выше в горы Малого Тибета я не могу, ибо во время отсутствия Н.К. я должна стоять на дозоре. Поймите и не осудите.
Все письма ваши дошли в сохранности. Так получила и вложенную статью Калименова. Прочту ее при первой возможности. Задайте вопрос Калименову, можно ли Дух, Носящий титул Учителя Учителей в Великом Гималайском Братстве, поставить рядом с каким-либо земным Учителем?
Думаю, что некоторая субсидия на болгарское издание А[гни]-Й[оги] будет прислана из Ам[ерики]. Они запросили меня, я, конечно, рекомендовала сделать это, если у них явится на это возможность.
Также я отсоветовала Зин[аиде] Гр[игорьевне] послать Вам статью Москова, ибо она вошла в русскую брошюру, посвященную Н.К., которая должна на днях выйти в Риге.
Если хотите, запросите Рихарда Як[овлевича] Рудзитиса и, может быть, воспользуетесь его главою "Н.К. как писатель"... кажется, Вл. Ан. Шибаев переслал Вам ее.
Должна кончать – от души желаю Вам стать истинным воином и закалить дух свой под вражескими стрелами. Есть своя радость получать эти вражеские стрелы. Так сейчас обнаружилось предательство, где я меньше всего могла ожидать, сердце мое было ранено, но сейчас уже в глубине подымается радость бойца, радость сразиться за Истину и превыше всего радость еще одному освобождению.
Так шлю Вам мужество, твердость и радость борьбе. Духом с Вами,
Елена Рерих.
Примечания