24.06.1935 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 24.06.1935
  • Издание: Сфера

24.VI.35

Многоуважаемый Александр Михайлович, получила Ваше письмо от 15-го мая. Вполне сочувствую Вам в создавшемся трудном положении из-за перегруженности корреспонденцией. Теперь Вы легко можете представить себе и наше положение. Какое количество обращений и всевозможных просьб обрушивается на нас с каждой почтой со всех концов Света, и это помимо очередной корреспонденции, связанной с Учреждениями и делами! Большое имя носить не так-то легко! В нашем же Ашраме нас сейчас всего трое! Вы желаете, чтобы Издательство А[гни]-Й[оги] помогло Сав. Кал[именову] денежно в издании книги Уч[ения] на болгарском языке. Но согласно основному постановлению Издательство это занято лишь выпуском книг Уч[ения] на англ[ийском] и русском языках. Все издания книг Учения на других языках делались на особые пожертвования. Так что, если какая помощь придет, то лишь из частных пожертвований. Думаю, Вы уже получили нашу подписку на экземпляры болг[арской] "А[гни]-Й[оги]". Должна откровенно сказать, что финансовый кризис в Америке тяжко отразился и на наших делах, и кризис этот еще далеко не разрешился. Ценою величайших усилий и самопожертвованием ближайших сотрудников мы удержали Учреждения, но продолжаем еще нести многие обязательства. Тяжесть налогов не дает возможности развивать дела так, как хотелось бы. Потому каждая копейка на счету. Как гласит народная мудрость: "От трудов праведных не наживешь палат каменных". Именно великая красота в том, чтобы лишь своими силами, на средства, заработанные трудом, проводить в жизнь великие Заветы. Не от излишка жертвовать, но отдавать всё, оставляя себе лишь самое необходимое. Сейчас все наши ближайшие сотрудники отказывают себе в самом необходимом, ибо мы проходим самый трудный период битвы между Силами Света и Тьмы. Последние годы, начиная с 30-го, изобиловали всякими ударами и черными предательствами. Наши сотрудники стойко выдерживают натиск, и мы знаем, что грядущие годы принесут много неожиданного и успешного. Но, может быть, это успешное в глазах людей не будет таковым! Да если бы не трудности и не предательства, то в чем был бы подвиг и Служение Свету?

Доверенные и ученики Бел[ого] Бр[атства] никогда не шествовали подобно Магам из книг Крыжановской[1]. Путь роскоши и благополучия никогда не был заповедан ни одним Учением. Всюду указывался великий срединный (но высокий) Путь, при котором ученик может не голодать и даже иметь разумный комфорт в соответствии с данным ему Поручением, но он должен также уметь жертвовать и этим комфортом, если обстоятельства потребуют того. Материальные затруднения на пути подвига не из самых трудных, хотя, конечно, темные очень любят бить по этому слабому у многих месту, вызывая тем самым наружу многие скрытые качества. Труднее борьба с темным сознанием людей. Человеческая природа бездонна, и тяжко чувствовать себя окруженным всякого рода предательствами, столь участившимися в наше время массового одержания. Но все же самой тяжкой, самой упорной борьбой остается борьба со своими привычками и недостатками. Ведь при касании к Учению и к В[еликому] Б[елому] Бр[атству], под воздействием непреложных оккультных законов, истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее; выступают наружу такие качества, которые иначе остались бы сокрытыми, как бы дремлющими в нас, и, может быть, до следующего воплощения. Следует часто перечитывать последние письма в "Чаше Востока". Также приведу Вам из записей Е.П.Бл[аватской] страничку, называется она "Предупреждение".

"Существует странный закон в оккультизме, который был установлен и подтвержден на протяжении тысячелетних опытов. Также в течение всех лет, истекших от начала существования Теос[офского] Общ[ества], закон этот неизменно подтверждался в каждом случае. Стоит только кому-либо вступить на путь "Испытуемого", как начинают проявляться некоторые оккультные следствия. И первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, или дурных, или безразличных.

Например, если человек, в силу атавизма или же кармического наследства, тщеславен, или чувственен, или самомнителен, то все эти пороки неминуемо выявятся в нем, даже если до сих пор ему удавалось успешно скрывать и подавлять их. Они выступят неудержимо, и ему придется бороться с ними во сто раз сильнее, чем раньше, прежде чем ему удастся искоренить в себе подобные наклонности.

С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или же имеет какие-либо добродетели, до сих пор находившиеся в нем в скрытом или спящем состоянии, они так же неудержимо проявятся, как и все остальное. Таким образом, цивилизованный человек, не терпящий, чтобы его принимали за святого, и потому налагающий на себя маску, не будет в состоянии скрыть своей истинной природы, будь она низка или благородна.

В области оккультного это есть Непреложный Закон. Действие его тем ярче, чем серьезнее и искреннее желание, выраженное кандидатом, и чем глубже он восчувствовал действительность и значение принятого им на себя обязательства.

Древняя оккультная аксиома: "Познай самого себя" – должна быть знакома каждому ученику. Но мало кто понял истинное значение этого мудрого изречения дельфийского Оракула..."

Пишу все это, чтобы показать Вам, как часто так называемые ученики и последователи Учения начинают обнаруживать точно бы несвойственные им раньше черты. Истинно, прикасание к Источнику Света есть пробный камень для каждого. Так, твердо укажите на это Вашему другу Сав. Кал[именову].

Теперь другое. Вы желаете, чтобы я рассказала Вл[адыке] М. о Вашем друге. Но разве Вы не знаете, что искренний, пламенный, сердечный призыв и соответствующие поступки действуют как самое мощное радио и доходят непреложно до великого Сердца Вл[адыки] М.? Так, если Ваш друг пламенно устремлен к Вл[адыке] М., то тем самым Вл[адыка] М. уже знает о нем. Не желая умалять Петра Донова в глазах Вашего друга, все же не могу не сказать Вам, что разница между Вл[адыкой] М. и каждым проявляющимся на Земле учеником неизмерима. Как говорила Е.П.Бл[аватская], находящаяся сейчас в числе Бел[ых] Бр[атьев], что лишь через несколько Манвантар дух ее может достичь той степени, на которой стоит Дух Вел[икого] Вл[адыки] М. Припомните, что я писала Вам об этом Облике! Истинно, лишь все самое высокое связано с Ним, с этим Иерархом, стоящим во главе нашей Планеты. Истинно, самые высокие понятия олицетворены в этом Мощном Облике. Конечно, нельзя неподготовленным сознаниям сразу открывать всю Истину. Во все века давалась лишь та часть, которая могла быть воспринята человечеством. Потому Величайшим Обликам приходилось и приходится прикрываться серым плащом, чтобы блеск Их не ослепил смутное сознание. Пусть сознание Вашего друга постепенно раскрывается навстречу Истине. Думаю, что он чистая душа. Потому сердце его должно само решить и озариться внутренним светом, содержащимся в его "чаше" накоплений. Не насилуйте его ничем, предоставьте ему самому избрать путь. В этой духовной борьбе он должен сам явиться победителем. Приведу Вам страничку из Учения: "Опасайтесь миссионерства не только в отношении чужих зазываний, но чтобы и самим не сделаться миссионерами. Невозможно исчислить вред миссионеров, и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продается Учение с уступкою. Умейте понять, что сознающее свое значение Учение не будет выставлять себя на базаре".

Помните, как у Вас являлось желание объединить все "существующие духовные ячейки". Но теперь, на личном опыте, Вы можете убедиться, как это невозможно при существующем состоянии человечества! Природа человеческая не доросла еще до понимания самого примитивного сотрудничества! Так, представитель Донова приезжал в Ригу и приглашал членов нашего Общества объединиться с их Обществом. Интересно было бы посмотреть, как приняли бы доновцы Вас, если бы Вы обратились к ним с подобным предложением от имени Общества Р[ериха]? Не ответили ли бы они Вам: "Quod licet Jovi, non licet bovi"?[1] У нас есть уже некоторый опыт. Потому мы никогда никого не зазываем, никому ничего не навязываем. Но, конечно, если кто присоединился к нашему Знаку, мы должны следить за тем, чтобы под этим Знаком не преподносилось бы нечто, совершенно противоположное основным Идеям и Правилам Общества. Потому не скрою от Вас, что меня сильно огорчает Вера Ал[ександровна] Дукш[инская]. В этом деле прошу Вас помочь мне. Вы меня очень обяжете, если сможете дружественно расследовать, что там произошло и в каком состоянии находится возглавляемая ею группа? Для годового отчета нам нужно знать, можем ли мы считать югославскую группу на листе наших Отделений или нет? Думаю, что мои декабрьские письма вызвали к действию некоторые дремавшие энергии, которые в связи с долетевшими отголосками харб[инской] и тяньз[яньской] галиматьи, создали все неблагополучие уже без того отравленной атмосферы. Именно страхом перед вековым гипнозом церковной мощи – этой самой великой Майи(!), страхом перед мыслью – этим венцом Мироздания! Происходит великое выявление истинных ликов, или, как говорится, "очищения пространства". Годы кратки, и великие события назревают.

Также именно изуверство и фанатизм последователей разрушает все основы, преподанные им основателями и Учителями. Так было, так есть. Потому я не стала бы придавать особой веры рассказам досужих теософов или изуверов о насылке Доновым кары на отступников, ибо это было бы чистейшей черной магией и, конечно, не отвечало бы мыслям, изложенным в присланной мне Вами книжечке "Три Основы". Конечно, бывают случаи, когда темный дух устремляет черные мысли на светлого духа и получает обратный удар, но в таком случае он сам себя наказывает, ибо что же делать, если светлая аура не воспринимает посланные ядовитые газы! Мы не раз были свидетелями таких обратных ударов, но могу уверить Вас, что в каждом таком случае никогда не было ни малейшего желания отдать удар. Незлобливость – первое качество истинного Учителя. Он может быть возмущен, но никогда сознательно не пошлет разящую стрелу. Только Великий Учитель, Владыка Кармы, может сознательно послать разящий Луч. Именно Учитель – одно, а последователи – другое! Так будем относиться осторожно к подобным рассказам, но, конечно, злая воля любого сильного человека всегда может нанести вред, если наша аура ослаблена страхом или болезнью. Лучшая панацея от таких ядовитых стрел – преданность Основам Учения, и любовь к Вл[адыке] М., и полное спокойствие. Мы должны привыкнуть к тому, что живем в отравленной атмосфере, в которой несутся бесчисленные ядовитые стрелы, и только наше соединение с Силами Света помогает нам охранить нашу защитную сеть. Но раз мы допустим сомнение в Мощи Иерархии или малодушный страх перед врагом, то, конечно, чувства эти немедленно парализуют наши излучения, и тем нарушится защитная сеть, состоящая из этих излучений.

Очень сочувствую Вашему другу и думаю, что он человек устремленный, способный понять всю серьезность, все значение вставшего перед ним испытания. Потому и прошу Вас не скрывать от него, что путь Служения, путь Подвига очень, очень труден. Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения по Пути. Правда, он получает большее знание, но знание это в жизни приносит ему мало радости, не с кем поделиться, некуда приложить его, ибо ответственность возрастает пропорционально знанию. Кроме того, и само знание это создает ему завистников и предателей. Ведь темнота окружающая потрясающа! Тяжек путь Подвига и не может быть он облегчен, пока сознание человечества не получит сдвиг для новой ступени. На пути бывают тяжкие переходы, когда ученик предоставлен самому себе, когда он должен самостоятельно выявить всю находчивость, все умение свое, и даже Голос Учителя временно замолкает. Но истинный ученик в сердце своем несет радость и устремление, ибо он знает, что это новая ступень. В нем живет радость сознания исполнения долга и всею силою духа он устремляется выполнить еще совершеннее данное ему поручение. Истинно в этом вся радость его.

Труден путь Служения, и тем не менее те, кто получили возможность несения Подвига в жизни, ни за какие сокровища мира не отдадут этого венца. Ибо ничто не может сравниться с теми духовными восхищениями, которые становятся уделом подвижника. И удел этот тем ярче и прекраснее, чем богаче были его прежние накопления. Конечно, много мотыльков и бабочек около Учения, но и польза им самим и от них пропорциональна их мимолетному порханию. Говоря с Вами и Вашим другом, я надеюсь, что обращаюсь к сознаниям возмужалым, которые не убоятся трудностей. Именно опытный боец чует сердечный трепет и восторг перед новым боем, так и сердца Ваши пусть возгорятся новым пламенем Света Абхидхармы перед возможностью новых одолений и завоеваний. Так пусть друг Ваш не примет это за зазывание, но как сердечное предупреждение.

Кто готов на Подвиг? Истинно, ценно и ведет к цели лишь полная отдача самого себя.

Нисколько не удивляюсь тому, что пишет г-н Мюллер о непонимании интеллигентными лицами Мира Огненного. Разве так называемая интеллигентность была когда-либо залогом истинного знания или накопления "чаши"? Интеллект не есть высший Манас. Высший разум – мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который дает нам прозрение в истинную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез. Ведь большинство истинных преемников Учения, если и не ходят еще в пеленках, то, во всяком случае, вряд ли умеют читать.

Могу порадовать Вас, на днях отошлю вторую часть "Мира Огненного", и надеюсь, что к ноябрю она уже выйдет из печати.

Между прочим, я знаю, что Вы хотели иметь "Чашу Востока", и, несмотря на Ваши просьбы, Вы не можете получить ее. Дело в том, что Вера Алекс[андровна] Дукш[инская] умоляла не посылать эту книгу в Югос[лавию], мотивируя это тем, что тогда все движение (?) в Югосл[авии] прекратится. Ее просьба была принята во внимание. Теперь скажите мне откровенно, видите ли Вы вредительские последствия в присылке Вам этой книги или нет?

В Нью-Йорке она имеется у нас в достаточном количестве, и, конечно, было бы желательно распространить ее как можно шире, главным образом в стране безбожия. Несчастным, ничего не имеющим, такая книга дала бы много. Так подумайте и скажите мне, хотите ли Вы иметь ее или нет? Не странно ли подумать, что книга, выдержавшая чуть ли не до 20 изданий в Англии и Америке, может явиться пугалом среди славян, которые представляют из себя новое вино. Ох, как бы вино это не закисло, не успев дозреть!

Теперь ответы очень краткие. Свет Абхидхармы означает в данном случае высшее сознание, Буддхи-Манас. Дуккар Многоокая и Многорукая – так в Тибете называют Великое Божество Женского Начала. Она есть эквивалент Индусской Кали и Лакшми, символ Матери Мира. Обычно на танках[1] она изображается под зонтиком, который есть символ собирания влаги, или Высшей Благодати.

Лучи оплечий – излучения из центров плеч. Каждый нервный плексус является очагом лучей.

Энергия Камадуро соответствует подземному огню. Урей – священный символ, изображающий голову кобры, носимый на обруче Посвященными и фараонами Египта и украшающий Богов Индии. Так, Урей есть символ Посвящения и скрытой мудрости. Змий всегда был символом Мудрости, и древние Мудрецы Индии назывались Нагами.

Урей, будучи эмблемой змия, также означает Космический Огонь.

Уплотнение астрала есть уплотнение астрального тела почти до физического. Состояние, в котором пребывает большинство Великих Гималайских Адептов. Более подробных разъяснений об этом уплотнении дать не могу, ибо не имею разрешения. Сожалею, что Ваше принципиальное письмо не состоялось. Принципиальные вопросы должны быть освещены.

Так шлю сердечный привет и всякого успеха.

Всего светлого,

Елена Рерих.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно