08.06.1936 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 08.06.1936
  • Издание: МЦР, 2002

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

8 июня 1936 г.

Крайне доверительно.

Дорогой Александр Иванович, за последние дни я значительно окрепла и снова принялась за свою корреспонденцию. Очень была тронута и обрадована Вашим последним письмом. Вы так прекрасно приняли Указания и советы относительно последней главы Вашей книги.

Спасибо и за сообщение о Ковенском Обществе. На днях получили хорошее письмо от Н.П.Серафининой при сердечном обращении от всей Литовской группы. Спасибо и за дозор, за то, что отсоветовали связывать журнал с именем Н.К. Сначала нужно видеть, во что выльется такая попытка. Пришлось просить их отложить издание открытки, сделанной художником Тарабильдой. Сердечно тронуты их добрыми помыслами, но, конечно, Вы правы, что такая открытка вызвала бы самые нежелательные комментарии со стороны врагов и нападки на Общество. Всюду следует проявлять наивысшую тактичность. Также имейте в виду, что среди новых членов Литовской группы имеются два брата и сестра по фамилии Хмелевские, есть основание быть с ними крайне осторожными. Не только по причине их молодости и невежества по многим вопросам, но очень уж мне не нравится большая медиумистичность одного из братьев – Михаила, который при этом якобы обладает силою внушения. Надежда Павловна запрашивает меня, можно ли ему разрешить лечить этою силою больных, но беря за это плату: ввиду того, что он очень беден!!! Можете себе представить, каких духов вызовут подобные внушения за плату! Какие темные силы подымутся, чтобы опорочить Учение! Это то, что нужно врагам, чтобы дискредитировать Общество и всех и всё. Исследования его ауры показали крайне неблагоприятные, вернее, опасные знаки, сообщу об этом Надежде Павловне. Пишу Вам это доверительно на случай, если они будут обращаться к Вам за советом и разъяснением вопросов по Учению. Очень прошу Вас, будьте крайне осторожны с ними, не сообщайте им ничего сверх того, что есть в книгах. Конечно, нельзя поощрять у медиума развитие силы внушения.

Также очень оценили все сообщенное Вами о положении вещей и у Вас. Со многими Вашими выводами и оценками вполне согласна. Так же как и Вы, мы очень ценим Рихарда Яковлевича. Его чистая аура многому помогает, и я всегда считала его духовным наследником Феликса Денисовича. Конечно, допущенная перемена в такое грозное и тяжкое время чрезвычайно огорчила нас. Настаивать мы не могли, ибо всегда нужно считаться с общим настроением, но все же мы надеялись, что будет проявлено понимание переживаемого момента. Дай Бог, чтобы то единение, которое, судя по письмам, установилось среди членов, продолжилось. Надеюсь также, что Карл Иванович останется деятельным членом Общества. Знаю, что мой совет удерживать членов Общества от увлечения психизмом и направлять их способности, главным образом, к расширению сознания и к пробуждению истинной духовности, который Карл Иванович и старался провести, обострил его отношения с некоторыми из них. Чувствительные люди особенно болезненно реагируют на такие указания, и потому нужно очень осторожно и умело касаться этих болезненных уклонов. Всегда и во всем, как говорится, – тон делает музыку. Теперь о Вашем ходатайстве. Я уже написала Рихарду Яковлевичу, чтобы из имеющихся у него трех свободных Знаков он дал один Гаральду Феликсовичу, а другой г-же Слетовой, но сейчас перечла Ваше предыдущее письмо и вижу, что Вы упоминаете и г-жу Крауклис, потому на днях напишу Рихарду Яковлевичу, что третий Знак принадлежит ей. Ответственность за этих сотрудников, таким образом, ляжет на Вас.

Теперь о Марии Андреевне. Имею от нее длиннейшее письмо, помеченное «март, 22-го». Пишет, что пережила и восторги, и разочарования, и сейчас стоит на перепутье. Не знает, куда ей направиться; самоедство, зависть, злоба, дезорганизация, царящая среди эмиграции, гонит ее оттуда. Страшится вернуться в Латвию. Мне от души жаль ее и очень хотелось бы ей помочь. Но сейчас такое напряженное и тяжкое время, что, кроме духовной поддержки, ничего другого сделать для нее не могу. С судебными разбирательствами в Америке наши материальные средства напряжены до крайности. Кто-то смущает Марию Андреевну и советует ей чуть ли не ехать на Дальний Восток, в это разлагающееся болото! Если там, где она находится сейчас, ей был показан эмигрантский лик, то что же надеется она встретить на Дальнем Востоке? Только что получили сведения оттуда, что карма производит там основательную чистку. Так, Василий Голицын, о котором я уже писала Вам, снова попался в шантаже и, как сообщают, «изъят». Из прочих поносителей Петерец сидит в тюрьме, другой, после долгого пребывания в местной полиции, испытав на себе все местные методы, вышел сильно угнетенным, кто лишился места, кто выслан и т.д. Автор пресловутой брошюрки «Православный мир и масонство» сейчас почему-то не в фаворе у местных хозяев и потому сильно пожух. Да и православные отцы сильно утратили влияние, глаза раскрываются. Так, в темных кругах идет быстрое разложение, но зато появляются молодые, зажженные истинной любовью к родине и готовые оборонять родину от всякого захвата. Имя Преподобного Сергия входит в жизнь и собирает около себя преданные души. Из многих мест приходят светлые весточки о возрождении духа.

Теперь еще одно предупреждение. Известная Вам Вера Александровна Дукшинская познакомилась с Марией Андреевной и, убедясь со слов Марии Андреевны, что та совершенно не понимает духа Учения, ревностно принялась духовно перевоспитывать ее. Но так как сама г-жа Дукшинская, по моему мнению, еще дальше от этого понимания, то можете себе представить, что произойдет от такого перевоспитания! В кавычках она приводит слова Марии Андреевны, и, конечно, слова эти звучат более чем странно и совершенно не вяжутся с моим представлением о ней. Лично с Марией Андреевной я никогда не встречалась, но знаю ее как тонкую артистку, потому сильно сомневаюсь в точности приведенных выражений. В своем последнем письме ко мне г-жа Дукшинская с гордостью заявляет, что перевоспитание удалось, и она вернула Марию Андреевну к церковно-христианским понятиям. Интересно отметить, что в этом же письме она добавляет, что, конечно, сама она вполне вмещает все понятия (если бы Вы знали, какой у нее винегрет в голове), но Мария Андреевна – это другое дело, ее она причисляет к тем, перед кем «нельзя метать бисер» и кому еще нужны отжившие догмы и рамки! Затем она на многих страницах беспощадно нападает на Вашу книгу. За то, что Вы бросили вызов всему христианству, будто бы отставили Христа и упразднили Бога, введя многобожие, и что Ваша книга совершенно расходится с Учением. Ее клич – «оставьте народу его Бога!» И именно Бога в представлении темнейших сознаний, а может быть, и в ее собственном! Но разве не сам народ отвернулся от Бога, созданного омертвелыми мозгами, да еще с какою легкостью! Нам нечего бояться за народ, он сверг Бога-Идола и сам найдет Бога Живого, осиянного всеми лучами беспредельного Труда и Знания. Если Вы дружны с Марией Андреевной, то посоветуйте ей не обсуждать Учение ни с г-жою Дукшинской, ни с окружающими ее и вообще поменьше говорить о Латвийском Обществе, ибо Дукшинская из этих разговоров выносит лишь самое умаляющее представление о деятельности и положении Общества. В Белградском сознании все отражается, как в кривом зеркале. Доля зависти к Латвийскому Обществу играет в этом немалую роль. Скажу Вам доверительно – в Белграде я доверяю лишь Асееву и очень опасаюсь Михаила Никитина, также в Болгарии под большим вопросом В.М.Сеплевенко, совершающий самые недопустимые бестактности. Мои письма, в которых я трижды подчеркиваю, что приводимые сведения только для него, он читает доновцам и теософам из желания их просветить! При этом сообщает, что посещающий его брат-доновец – фанатик и страшный человек. Конечно, я перестала что-либо писать ему, кроме ответов на его запросы в связи с переводом двух частей книги «Листы Сада Мории». Так, г-н Сеплевенко допустил новую бестактность: в номере журнала «Орфей» в отзыве о книгах Агни Йоги он без моего на то разрешения оповестил, через кого даются книги Живой Этики и что моя семья живет в Гималаях, где нами учреждена Община Майтрейи!!! Люди просят и требуют большего знания, но не хотят понять, что первое правило для получения знания – это уметь хранить доверенное.

Теперь, читали ли Вы новую книгу Конрада Принца «Во власти Кармы»? Именно эта книга вызвала полный переполох в Белградском курятнике. В этой книге на 172-й странице, как пишет г-жа Дукшинская, начинается кощунственное поношение книг Живой Этики, и Вашего труда, и всей деятельности Общества и т.д. Вы, вероятно, помните инцидент, происшедший между Карлом Ивановичем и Принцем. Маленькое авторское самолюбие не выдержало критики и, как это свойственно мелким сердцам, со всею злобою набросилось на всех и даже на священные основы, которые само только что утверждало в своих трудах. Получили Указание: «Пусть в Латвии поищут около Принца, найдут разгадку». Сообщила об этом и Рихарду Яковлевичу и Карлу Ивановичу. Возможно, что за ним покажутся неожиданные лики, близкие Харбинским или каким-либо другим кругам. Мы заказали эту книгу, но еще не получили ее. Какие напасти, сыплющиеся на Вас, имеете Вы в виду, не в связи ли также с выходом книги Принца? Но никогда не упускайте из виду, что лишь книга, которая вызывает возмущение вод, может считаться полезной. Вам было дано Указание начать писать, значит, польза была усмотрена, потому не огорчайтесь случайными невежественными выкриками, многим Ваша книга принесла светлую радость, и Вы сами это знаете. Но, конечно, до нас скорее доходят злобные выкрики низших слоев, ибо тихая радость выражается и запечатлевается на более тонком плане.

Прошу Вас не горевать: Вы не один, у Вас больше друзей, чем Вы думаете. Шлю Вам все стрелы мужества и бодрости. Будьте тверды, подвиг труден, но высшая радость суждена. Н.К. шлет Вам сердечный привет.

Духом с Вами.

Е.Р.

 

Прилагаю выдержку из моего письма к Дукшинской.

 

Копия выдержки из письма к В.Дукшинской.

«Странно, что Вы пишете во втором письме о Марии Андреевне. На каком основании думаете Вы, что если, как Вы это пишете, понятие Эйн-Суф, Парабрахмана и т.д. Вам доступно, то Марии Андреевне, этой служительнице Красоты, нужно возвращаться к невежественному представлению мрачных веков церковных соборов, на которых искажалось Учение Христа, устанавливались догмы и обсуждались перлы нелепостей! Почему ей нужна такая инволюция? Не могу допустить мысли, чтобы Мария Андреевна могла отрицать Божественное Начало всего сущего. Ведь это было бы полным противоречием всем книгам Живой Этики. Продолжаю думать, что в этом заключается какое-то недоразумение, просто непонимание терминов. Конечно, в своем письме к ней этих вопросов я не касалась, но не худо было бы Вам посоветовать ей написать мне свои недоумения относительно этих Основ. Также Вы правы, что книга «Зов» заключает многое в кратких формулах из того, что в последующих книгах разобрано более подробно и с разных сторон. Но напрасно и неправильно осуждать и отрицать «Чашу Востока», которая есть десятая часть большего тома «Писем Махатм к Синнетту». В этом томе имеется немало писем от Махатмы Мории, но большинство написано Махатмой Кут-Хуми. На основании этих Писем написан «Эзотерический Буддизм» Синнетта, также содержание их, но более разработанное, вошло в «Тайную Доктрину». Том этих Писем есть Величайшая Книга, и она вполне оценена на Западе. Отрицать ее – значит отрицать и все Учение, данное через Е.П.Блаватскую, и также все Книги Живой Этики. К сожалению, в «Чашу Востока» вошло лишь несколько писем, притом не полностью, а лишь выдержки их. Но, увы, даже в таком виде, как видите, она с трудом переваривается некоторыми сознаниями. Вы правы, что Иисус Христос – в истории явление исключительное, но следует добавить, что не менее исключительны и явления всех Кумар, или Богочеловеков. И лишь самомнительный невежда может начать взвешивать, Кто из этих Высочайших Духов выше или ниже. Нам дана прекрасная формула в Учении: «Если спросят: кто выше – Христос или Будда? Отвечайте: “Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться их сиянием”». Также Вы правы, что христианство должно следовать по стопам Христа, но именно этого оно и не делает. Слова Иисуса Христа искажены, отменены и подтасованы так, чтобы оправдать себеугодие и себеслужение вместо служения Общему Благу, завещанному Иисусом.

Вы пишете, что прискорбны все споры и полемики около высоких понятий. Совершенно верно, что особенно прискорбна полемика невежества, ибо она ничего, кроме озлобления, не приносит. Нельзя пытаться объяснять другим то, что сами мы не уяснили себе; истинно, ничего, кроме соблазна, не получится. Но обмен мыслей среди высоко образованных людей есть великое творчество, ибо от обмена и столкновений мнений высекаются искры Истины. Но, именно, нужен обмен мыслей, а не невежественный спор.

Книга Клизовского, на которую Вы так нападаете, дала и дает много радости ищущим душам, потому не будем осуждать ее. Кроме того, в ней не больше каких-то недоговоренностей, чем в любой книге во всех областях знания. Как всегда, недоговоренности поверхностному читателю дают впечатление противоречий. В противоречиях обвиняли и самих Великих Учителей. Но все эти обвинители всегда забывают о самом главном, именно о свеем собственном неведении. Кто видит в Учении призыв к Безбожию и Сатанизму, тот, воистину, далек от понимания, и никакие доводы и убеждения ваши не разубедят его. Тех, кого книга Клизовского напугала, пожалеем и оставим их в покое. Что же касается до церковников, то ведь они сейчас забыли даже, что в царствование Николая II, в 1906 году, была дарована свобода вероисповеданий и свобода слова. Им очень хотелось бы вернуться вспять ко временам религиозной нетерпимости и даже к Домострою. Симптомы к тому можно наблюдать в некоторых местах. Так и автор брошюры «Православный мир и масонство», должно быть, за поношение лучших сынов своей родины награжден синодальной грамотой Карловацкого Синода и возведен в доверенного посла, направляющего свои стопы в Ваши края. Вреда от него произойдет немало, ибо слабые души легко соблазняются. Но главные подходы для этих приспешников тьмы остаются недосягаемы. Свет побеждает тьму».

 



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно