09.04.1940 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
9.IV.40.
Родные и любимые, читая Зиночкины письма, чую бодрый дух и от всего сердца радуюсь этому. Именно бодрость так нужна сейчас. Бодрость при знании правильного направления преображается в несломимое мужество. Мужество же есть залог всякого преуспеяния, и прежде всего духовного. Не знаю, получает ли Зиночка все наши письма? Некоторые наши послания так и не можем проследить, ибо одно письмо идет воздушной почтой, скажем, в Латвию, двадцать дней, другое же берет больше шести недель и приходит много позднее последнего посланного. Но, конечно, хорошо, что вообще доходят, и на том спасибо. Получила ли Зиночка мою доверенность на получение суммы, завещанной Фл[орентиной]?
Это время чувствую себя неважно, устало сердце. Так хотелось бы дать себе небольшой отдых, чтобы набраться новых сил, а тут, как нарочно, потребовалась усиленная выдача психической энергии в письмах к друзьям, переживающим некоторый кризис в связи со многими событиями в их странах. Сейчас, судя по последним полученным письмам, достигнуто особое единение. Дай Бог, чтобы это плодотворное состояние оказалось длительным. Конечно, у всех сейчас нервы настолько обострились и ощетинились, что необходима крайняя бережность во всех соприкасаниях с людьми. Думаю, что и в Америке эта напряженность дает себя чувствовать. Трудно оставаться спокойным зрителем совершающихся безумий. Никто не видит, куда катится Колесо Необходимости. Никто не предвидит следствий заложенных давних причин.
Сейчас у нас весна, и природа как-то особенно красива. Когда жизнь так прекрасна, тяжко думать, что где-то люди могут неистовствовать и уничтожать друг друга. Жизнь, истинно, прекрасна в своем великом назначении служения человечеству и беспредельному совершенствованию. Книги Учения Жизни открывают новый мир, полный безграничных возможностей, следовательно, и радостей. Зиночка пишет, что читает мои “Письма”, но получила ли она и второй том их? Также я послала дальнейшие страницы “Надземного”, и мне хотелось бы знать, получены ли они? Посланные параграфы кончались на 499-ом.
Сейчас много думаю о выставке Святослава. Тревожит меня Бринтон, ведь он очень устарел. Искусство Святослава — искусство тонкое, и нет в нем ничего, чтобы, как говорится, “epater le bourjois”*. Непристойно то шарлатанство в искусстве, которое введено было Пикассо и Матиссом. Будущие поколения вынесут правильную оценку этой болезни века. Правы те, кто называют подобное искусство патологическим. Новизна искусства не в безобразии и нелепостях, но все же в той же задаче правильного разрешения передачи светотени и нахождения правильной границы между реализмом и стилистикой, — задачи старой, но и всегда новой, ибо восприятия каждого поколения обостряются и отзвучат на более широкую шкалу вибраций. Все же так называемые “реализмы и сюрреализмы” являются лишь жалкими масками, надетыми на себя бездарностями. Именно современное искусство в своем обилии всяких выдумок и отсутствии истинного воображения, в утрате стиля явило свой упадочный лик. Но, как нам пишут из Парижа, там нарождается уже новая группа художников, которая устала от всяких кривляний бездарностей и ищет новых путей, опираясь на основы лучших творцов всех веков. Конечно, грядущая великая эпоха должна дать и новое искусство. Это новое искусство уже явлено в творениях Н.К., и потому у него столько завистников. Так, можно ждать и возвращения Скрябина, который будет иметь в своем распоряжении более широкие возможности для выявления своей гениальности*. Многим талантам суждено вернуться и дать расцвет новой эпохи. Можно думать, что смысл нынешних войн в том, что они принесут великие перемены и очищения по всему лику Земли. Так, наши дети и внуки увидят небывалый подъем и расцвет науки и искусства. Пройдут тяжкие годы переустройства Мира, и свобода творчества и строительства с утроенной силою проявится в новых поколениях. Как давно было Сказано, что все события послужат лишь на пользу... и даже посредственный наблюдатель может уже видеть это.
Привожу Беседу, которую очень люблю.
“У[русвати] знает, что мера труда на общее благо есть мерило деятеля. К этой истине вспомним бесхитростную повесть древней Индии. “На окраине деревни поселился неизвестный человек. Пришелец заметил, что поселяне пользуются вредной водой из мутного протока. Он начал рыть колодец. Место было избрано удачно, и подземный родник наполнил водоем. Но злые соседи вместо признательности шептали: “Не для нас пришелец так потрудился. Он для себя открыл этот родник”. Пришелец сказал: “В таком случае, буду для себя носить воду издалека”. Тогда соседи выдумали новую клевету, что вода колодца отравлена или очарована, чтобы погубить все селение. Тогда пришелец навсегда покинул это злое место. Люди избегали водоем, но скот пил вытекавшую воду и начал тучнеть. Через долгое время одна больная девочка, мучимая жаждою, напилась из водоема и скоро выздоровела. Так подрастающее поколение забыло об измышлении и открыло целебность источника. Пришелец оклеветанный стал святым, и о нем слагались предания. Но чтобы превратиться из отравителя в святого, потребовалось целое поколение. Можно видеть, как народная совесть судит о трудах на общее благо. Мыслитель знал подобную повесть из жизни Эллады, но там вместо колодца речь шла о посадке дерева. “Каждый народ знает несправедливых судей и верное народное признание””.
И еще: “У[русвати] знает, как прекрасно излучение чувства доверия. Из скал доверия слагается гора верности, которая пребудет украшением Вселенной. В понятии верности сочетаются лучшие основы жизни, там и любовь, и красота, и преданность, и мужество, и мудрость. Верность есть следствие многих разумных существований. Антипод верности — вероломство и предательство, иначе говоря, самый позор человечества. Если такой противник у верности, то она, поистине, есть вершина горы. По антиподу можно представить того, кого преследуют. Верность оценивается как великое сокровище. Космическая Справедливость воздает щедро за верность. Воздаяние приходит в срок. Лишь немногие могут понять это срочное воздаяние. Чтобы понять срок, нужно проявить высокую степень доверия. За такую степень доверия Мы бываем признательны. Обоюдная признательность есть ключ к гармонии. Это простое утверждение для многих покажется нелепым. В таких сердцах не живут признательность и верность. У[русвати] знает силу этих качеств. Даже в больших трудах они освещают путь жизни. Дико должно быть сердце, не знающее доверия и признательности. Базарные мудрецы усмехаются и пересчитывают, сколько раз они обманули чье-то доверие. Они наполнили свой кошель и возложили на себя тяжкий горб. Пусть лучше человек будет обманут, лишь бы не быть обманщиком. Качество доверия сложит многие преуспеяния. Но пусть это благословенное качество не ждет каких-то необычайных случаев для своего проявления. Каждодневная жизнь дает лучшие возможности явить это отличное качество. Так куется прочная связь с Нами. В одно мгновение можно озариться прекрасным пурпуром излучения доверия. Какая мощная заградительная сеть получается! Мы нередко говорили о друзьях, но нужно лишь иметь в виду верных друзей. Могут быть друзья легкомысленные и неосторожные; и то, и другое происходит от недостатка верности. Когда мы что-то очень ценим, мы и бережем. Так пусть скала доверия и гора верности стоят прочно. Мыслитель говорил: “Пойду на базар, не обманет ли меня кто-то? Обманывающий не знает, что он мне дает пропуск на лучший берег Стикса””.
Наш Верный Страж полюбит эту беседу так же, как и я люблю ее. В верности столько красоты и благородства, потому-то качество это так редко встречается в жизни.
Еще: “У[русвати] знает, как мало ценят люди расширение сознания. Они уподобляются малым детям, которые за сладкий кусок готовы выучить урок, но без сладостей они не хотят усвоить даже очень существенное. Можно то же самое наблюдать и среди взрослых — за блаженство рая они готовы кое-что прочесть, но без платы такие поденщики не будут совершенствоваться. Для них недостаточно утешения, что они получают свое сознание. Скажут: “К чему нам какое-то незнакомое сознание, лучше бы увеличить поденную плату”. Таким образом, Руководитель оказывается в положении благодетеля, строящего богодельни. Невозможно представить, что лишь самое ничтожное число предано усовершенствованию не за плату, но ради расширения сознания. Пусть каждый постарается вспомнить — много ли в жизни он встретил истинных тружеников познания? Но зато он найдет многих, которые читали Учение Жизни, ставя свои условия вознаграждения. Кто ждал мзду через три года, кто через семь лет, кто через десять лет. Поучительно наблюдать эти тайные договоры, которые должны быть выполнены Руководителем. При этом человек сам назначал плату по своему вкусу, не считаясь с истинным положением. Свои заблуждения и проступки не принимаются в расчет, но зато Руководитель находится под постоянным подозрением — не хочет ли Он удержать плату? Где же суждение о надземном, когда даже земная плата не увеличена? Можно вспомнить многие подобные земные тайные размышления. Мыслитель говорил: “Щит очень ярко вычищен снаружи, но что он прикрывает?””
Обнимаю мою Зиночку и радуюсь бесконечно, что Дедлей так ценит Учение. Именно, лишь такою любовью слагается путь к Башням. Хотелось бы и Джину переслать некоторые Беседы, но кто их переведет? Послала Зиночке второй экземпляр перевода второй книги “Л[исты] С[ада] М[ории]”, надеюсь, что все это дошло. Можно было бы дать и Джину прочесть этот перевод. Получили ли последние страницы “Аум”? Они были отосланы по адресу Инге. Прошу Зиночку поцеловать от меня Катрин и Инге. Давно не имеем известий от них, ибо Светик сейчас в отсутствии, на юге Индии пишет портрет Махараджи. Бедняга мучается в жаре. Привет сердечный и Софье Михайловне. Итак, проявим великое мужество и бережность в трудное время, но не так уж долго ждать лучших дней. Еще раз обнимаю и прошу, несмотря ни на что, хранить великое доверие.
Сердцем и духом,
Е. Рерих.