18.06.1935 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу
18 июня 1935 г.
Многоуважаемый Евгений Александрович, Ваше письмо от 14 мая принесло мне большую радость. Конечно, ничего не могу иметь против чтения моих писем с приводимым в них Учением чистым душам и открытым сознаниям. Ибо и мое сердце стремится поделиться даваемым Сокровищем с каждым, умеющим оценить Учение Жизни. Но, конечно следует быть очень осторожным при раздаче доверенных зерен и всегда руководствоваться Указанием: «Открывший драгоценную формулу не прокричит ее в окно, ибо вред покроет лучшую пользу»[1]. Сама я вначале много погрешала против осторожности, да и сейчас по натуре мне очень трудно хранить нечто только для себя. Вот почему мне так понятно и близко Ваше желание делиться с другими, дать им надежду и радость. Но личный опыт и черные предательства постепенно научают меня быть более осторожной, хотя и посейчас изредка погрешаю против мудрого предупреждения: «Умей хранить тайну»[1], даваемого всем вступающим на путь Учения Света. Самым трудным испытанием для меня является жить среди людей и не доверять им! Но и через это приходится проходить. Нужно уметь не обременять людей излишним доверием и в то же время не развить в себе ужасного чувства подозрительности. Человеческая натура – бездна! Как гласит мудрая пословица: «Если хочешь узнать человека, съешь с ним три пуда соли». Потому советую и Вам быть осторожным. Также нужно знать, что при касании к Учению и к Великому Белому Братству под воздействием непреложных оккультных законов истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее, наружу выступают такие качества, которые иначе остались бы дремлющими в нас, может быть, до следующих воплощений. Помните, как в «Чаше Востока», в 26-м письме сказано: «Подобно тому, как ливень не может оплодотворить скалу, так и оккультное Учение не дает следствий на невосприимчивый ум, и как вода развивает жар в негашеной извести, так Учение вызывает к ярому действию каждую не подозреваемую, дремлющую потенциальность в ученике». Приведу Вам и из записей Е.П.Блаватской интересную страничку, которую всегда хорошо иметь в виду, называется она «Предупреждение».
«Существует странный закон в оккультизме, который был засвидетельствован[1] и доказан на протяжении тысячелетних опытов. Также в течение всех лет, истекших от начала существования Теософского Общества, закон этот не преминул обнаружиться почти в каждом случае. Стоит только кому-либо вступить на путь "Испытуемого", как начинают проявляться некоторые оккультные следствия. И первое из них есть так называемое выворачивание наизнанку, выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, или дурных, или безразличных.
Например, если человек в силу атавизма или же кармического наследства тщеславен, или чувственен, или самомнителен, то все эти пороки неминуемо выявятся в нем, даже если ему удавалось до сих пор успешно скрывать и подавлять их. Они выступят неудержимо, и ему придется бороться с ними во сто раз сильнее, чем раньше, прежде чем ему удастся искоренить в себе подобные наклонности.
С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или же имеет какие-либо добродетели, до сих пор находившиеся в нем в скрытом или спящем состоянии, они так же неудержимо проявятся, как и все остальное. Таким образом, цивилизованный человек, не терпящий, чтобы его принимали за святого, и потому налагающий на себя маску, не будет в состоянии скрыть своей истинной природы, будь она низка или благородна.
В области Оккультного это есть Непреложный Закон.
Действие его тем ярче, чем серьезнее и искреннее желание, выраженное кандидатом, и чем глубже он восчувствовал действительность и значение принятого им на себя обязательства.
Древняя оккультная аксиома "познай самого себя" должна быть знакома каждому ученику. Но мало кто понял истинное значение этого мудрого изречения Дельфийского Оракула...»
Привожу это, чтобы Вы не удивлялись обострению некоторых качеств среди подошедших к Учению и оказались бы во всеоружии. Этим законом также объясняется отчасти, почему всегда обнаруживалось и обнаруживается столько предательствующих около каждого светлого явления. Свободная воля человека есть высший Божественный дар, но и пользоваться им нужно именно по-божественному. Также пишу это Вам, ибо душа моя была только что ранена предательством. Но как сказано в Учении: «Мы должны уметь спать с предателем в одном шатре». Истинно, нужно закалить сердце свое и не обременять людей излишним доверием. Примите это как дружеский и, как видите, опытный совет.
Теперь о Вашей книге («Воспитание Духа»). Избранная тема, конечно, является самой основной, следовательно, самой насущной. С радостью прочту ее и выскажу Вам свое искреннее мнение. И если будут какие Указания в связи с этим трудом Вашим, передам их Вам. Книги, разрабатывающие темы, затронутые в Учении, сейчас совершенно необходимы. Потому я так радуюсь каждому новому труду.
Теперь Ваши вопросы. Конечно, Матерь Мира нельзя понять как земную Мать Христа. Но у Иерархии Светлых Сил есть Духовная Матерь. От начала существования Великого Белого Братства Она стоит во главе Великой Иерархии Света нашей Планеты. Прочтите в «Криптограммах Востока» на странице 55 «Матерь Мира» и примите это как высшую реальность. За каждым символом стоит Великая Индивидуальность, и каждый символ прикрывает великую реальность. (Так же как каждая Великая Индивидуальность имеет своих Заместителей или Персонификаторов, ближайших ей по Лучу, а иногда и сама проявляется в различных воплощениях, отсюда и возникло понятие Аватаров. Матерь Мира, или Матерь нашей планеты, истинно, есть та Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты, при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства).
Точно так же Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц Св. Троицы. Именно нет такой религии, кроме позднейшего искаженного церковного Христианства, в которой бы Женское начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так и у гностиков Дух Святый рассматривался как Женское Начало. В древнейших Учениях Проявленная Троица Отца-Матери и Сына рассматривается как эманация от Высшей, вечно сокрытой Причины и последняя, в свою очередь, от Беспричинной Причины.
Эта Беспричинная Причина тоже есть Парабрахман Индусов. Но Парабрахман не есть личный Бог, но Он есть ТО Ведантистов. Парабрахман есть просто Реальность, не имеющая себе второй, Абсолют или скорее беспредельное отвлеченное Пространство, включающее в себе потенциальное Пространство, называемое также Адити.
Именно первая дифференциация в периодических манифестациях вечной Природы, бесполой и беспредельной, есть Адити в «ТОМ», или потенциальное пространство внутри отвлеченного Пространства. В следующей своей манифестации оно является в виде Божественной беспорочной Матери Природы внутри всевмещающей абсолютной Беспредельности. Так, Пространство называется Матерью до его космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения.
Так сказано в древних Учениях: «От начала, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности...»
Так и в Каббале Эйн Соф есть Пространство, Тьма, и из него, когда наступает время, проявляется Сефира – жизненное начало. Сефира, когда она проявляется как активная сила, принимает облик Создателя и становится мужским началом, следовательно, она андрогин. Она есть Отец-Матерь, или Адити индусской Космогонии и «Тайной Доктрины». Так Тьма есть Отец-Мать, Свет есть их Сын. Тьма есть вечная утроба, в которой источник света появляется и исчезает.
Отец и Матерь – мужской и женский принципы в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах на каждом плане Космоса. Дух и Субстанция, результатом которых является Сын.
Таким образом, когда Мать проявляется из своего недифференцированного состояния, она является беспорочной Девой, которая лишь осенена Вселенской Тайной (ТО), но не имеет зачатия. Отсюда и понятие беспорочного зачатия – Она выявляет из себя своего супруга, потому в восточных религиозных системах часто можно встретить определение, данное всем высшим Богам: «Супруг своей Матери» и «Сын Беспорочного зачатия». В каждой религиозной системе Боги сливали свои функции, как Отец, Сын и Супруг – в одно. В каждой Космогонии Сын рассматривался как «Супруг своей Матери». Титул Египетского Высшего Бога Амона – «Супруг своей Матери».
Когда Сын отделяется от Матери, он становится Отцом. Потому сказано: в мире Бытия Единая Точка или Луч оплодотворяет Девственное Чрево Космоса, и непорочная Матерь дает рождение Форме, содержащей все формы. Индусский Праджапати (Брахма) именуется первым порождающим Мужским Началом и «Супругом своей Матери».
Привожу Вам описание Пралайи из книги Станцев Дзиан, на основе которых написана «Тайная Доктрина».
«I. Предвечная Матерь Рождающая, сокрытая в своих Покровах вечно-незримых, еще дремала в продолжение Семи Вечностей».
«Матерь Рождающая, или Пространство, есть вечная всегда сущая Причина – Непостижимое Божество, чьи "Невидимые Покровы" являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, вечное, которое нам легче всего представить, незыблемое в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно. Дух есть первая дифференциация от "ТОГО", Беспричинной Причины, как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзотерический Катехизис – оно ни "безграничная Пустота", ни "условная полнота", но и то, и другое. Оно было и всегда будет.
Так, "Покровы" означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень-Природа является также источником тончайших невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием Упадхи, или Проводником каждого феномена – физического, психического или умственного. Это есть источник, из которого излучается Акаша».
Привела Вам беглые намеки, но из них ясно, какое значение и место уделялось Женскому Началу в древних Космогониях. Лишь глубокое невежество средневековья (и его наследницы – современной церкви) могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Истинно, в Естестве своем Мужское и Женское Начала Едины, и одно не имеет бытия без другого. Умаление одного есть умаление другого.
Итак, существует лишь единое Естество, единый Элемент, назовете ли Вы его Богом, или Духом, или Огнем, или ТО, или Парабрахманом, или Эйн Соф, или Пространством, или Абсолютом и т.д. и т.д., который в потенциале своем заключает обе полярности, или является андрогином.
Не могу удержаться, чтобы не привести Вам еще одну выдержку из «Тайной Доктрины». «С самого первого появления Великих Строителей нашей планеты сокрытое Божество признавалось и рассматривалось лишь в его философском аспекте Всемирного Движения, трепета творческого Дыхания в Природе. Оккультизм суммирует Единое Сущее так: "Божество есть сокровенный живой (или движущийся) Огонь, и вечные свидетели этому Невидимому Присутствию Свет, Тепло и Влага – эта Троица вмещает в себе и является причиной всех феноменов в Природе". Интракосмическое движение вечно и беспрерывно; космическое движение, видимое или то, которое подлежит познаванию, конечно, периодично. Как вечная отвлеченность, оно есть Вечно-Сущее; как проявление, оно конечное, как в грядущем направлении, так и в прошлом, будучи Альфой и Омегой последовательных перестроений. Космос-Нумен не имеет касания к причинным соотношениям феноменального Мира. Только по отношению к интракосмической Душе, к идеальному Космосу в непреложной Божественной Мысли можем мы сказать: "Не имело начала и не будет иметь конца". Что же касается его тела, или космической организации, хотя и нельзя сказать, что оно имело первое или же будет когда-либо иметь последнее построение, все же при каждой новой Манвантаре его построение может рассматриваться как первое и последнее в своем роде, ибо каждый раз его эволюция происходит на более высоком плане».
Так, оккультная Троица – Свет, Тепло и Влага, или еще Водород, Кислород и Азот, но не совсем в том виде, как они проявляются на нашем земном плане. Также можно назвать Троицу как Атма-Буддхи и Манас, или Дух-Душа и Разум. Или Дух-Субстанция и Свет, или Дух-Материя и Сила и т.д. и т.д.
Напрасно Вы стесняетесь меня запросить, я всегда рада дать намеки, конечно, писать исчерпывающе мне трудно, ибо у меня нет помощников, а писать приходится много. Но помимо этого намеки полезнее, они дают импульс мысли.
Если явится возможность и кто-нибудь поможет мне переписать переведенную мною «Proem»[1] к «Тайной Доктрине», то перешлю ее Вам.
Теперь другое. Не огорчайтесь, что знаки стали реже и не так ярки, но примите во внимание грозное время Армагеддона и в силу этого всю отравленную атмосферу. Ведь не только земные слои, непосредственно нас окружающие, но даже отдаленные сферы Тонкого Мира, не говоря уже о ближайших к Земле, заражены разложением. Именно все тонкие проявления в такое время могут очень тяжко отзываться на организме. Светлые Силы действуют в полном соответствии с существующими условиями и силами нашего организма. Кроме того, после каждого завоевания следует период затишья, как бы отдыха, чтобы организм мог лучше ассимилировать полученное им и подготовиться к дальнейшим восприятиям и утончениям. Все описанные Вами симптомы очень характерны для трансмутации центров, потому прошу Вас быть очень бережным с Вашим здоровьем. Прежде всего, не переутомляться и беречься от простуды. Затем советую Вам ежедневно принимать два раза в день двууглекислую соду. Имейте в виду, что при болях в подложечке (отражение напряженности солнечного сплетения) приемы соды незаменимы. Да и вообще сода – самое благодетельное средство, оно предохраняет от всевозможных заболеваний, начиная от рака, но нужно приучить себя принимать ее ежедневно, без пропусков. Я иногда принимаю ее до четырех раз в день, когда центры слишком напряжены. Она особенно помогает при болях и движениях в солнечном сплетении. Также при ломоте и горении в горле незаменимо горячее молоко, но не вскипевшее, также с содою. Обычная пропорция – от кофейной до чайной ложки на стакан. Очень советуйте всем соду. Также наблюдайте, чтобы желудок не был обременен и кишечник чист. Пейте раза два в день валериановый чай или же валериановую настойку на спирту от 20 до 30 капель. В случае падения сил прекрасно действует бобровая струя, так же как и спермин доктора Пеля, можно достать его в Берлине. Сода совершенно необходима при возгорании центров. Сода разряжает огненные энергии и предохраняет от пожара.
Особенно радовалась ощущению горячих токов в сердце. Колючесть их, конечно, от напряженности атмосферы. (Все это свидетельствует, что Вы находитесь под Особым наблюдением. Но прошу Вас, многоуважаемый Евгений Александрович, не распространяйтесь об этом чрезмерно. Лишь самые близкие могут это знать. Иначе вызовете зависть, которая принесет свои вредные следствия не только испытывающим это чувство, но и Вам. Говорю на основании опыта. Храните лучше эти сокровенные знаки для себя и не напирайте на то, что эти токи могут означать Особое Наблюдение.)
Так, прислушивайтесь к каждому явлению и приучите себя к ежедневным и точнейшим описаниям этих чувствований и видений. Такие записи могут явиться ценнейшим вкладом для изучения тончайших энергий. Так в добрый час, творите, пишите и наблюдайте. И пуще всего храните и питайте в себе Божественный Огонь Любви к Великому Облику, Указавшему нам Путь Света, Красоты и Радости.
Да будет Вам светло.
Духом с Вами.
Е.Р.
Примечания