29.04.1938 Елена Рерих Рихарду Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису
  • Дата : 29.04.1938
  • Издание: Лотаць, 2000

Елена Рерих Рихарду Рудзитису

29-4-38

Родной наш Рихард Яковлевич!

Получили уже и письмо от Гаральда Феликсовича о благополучном исходе болезни его девочки. Не сомневаюсь, что у неё было огненное заболевание. Именно для огненного заболевания так характерна чрезвычайно высокая температура, которая иногда держится значительное время и также быстро падает. Несомненно, чуткие организмы подвержены подобным заболеваниям, но именно они будут переносить их, тогда как другие с малым запасом психической энергии не в состоянии бороться с ними. Мы слышали о случае в Америке, где 14-летняя девочка в течение трёх недель имела температуру, побившую все рекорды, температура её доходила до 114° по Фаренгейту (44° по Цельсию), а затем также внезапно спала, не оставив никаких следов, кроме временно большой слабости. При этом врачи не могли обнаружить никаких признаков какого-либо органического заболевания.

Мы тревожились за девочку Гаральда Феликсовича, ибо во время её болезни психическая энергия самого Г.Ф. была на убыли. Но сейчас девочка уже набирается сил и сам Г.Ф. тоже восстанавливает свой запас. Хорошо, что он сократил приём больных.

Хотелось бы, дорогой Рихард Яковлевич, чтобы летом Вы не утомляли себя чтением корректур. Сама знаю, как они утомляют, и, как ни стараешься, всё же происходят недосмотры. Из желания сделать лучше даёшь переписать исправленную страницу, старые ошибки уходят, но, увы, вкрадываются новые!

Так, перечитала второй том Т. Д. и нашла одну действительно важную ошибку. В этом томе несравненно меньше опечаток, известная доля их, конечно, падает и на мой недосмотр. Посылаю Вам медленной почтой список опечаток. Важные опечатки подчёркнуты красным карандашом. Между прочим, их так мало, что можно было бы легко поправить от руки. Перечла и Братство, и в этой книге совсем мало опечаток, для Вас записываю их:

Страница

Напечатано

Строка

Следует читать

26

2 сн.

невмещающее

невмещающих

92

15 св.

противоядие

противоядием

97

11 св.

Не будем

Но будем

97

б сн.

впадают

впадём

99

12 св.

делах

Дедах

248

6 св.

Но учили

Не учили

Как видите, ошибки крайне незначительны. Их легко исправить от руки. Не знаю, писала ли я Вам, что в Общине я нашла ещё одну опечатку, не вошедшую в список, – именно на странице 19-й на третьей строке напечатано понимать, тогда как следует – поминать. Конечно, есть опечатки и пропуски и в русском Сердце, и особенно их много во втором томе Листов Сада Мории, который печатался в Америке. Очень хотелось бы получить второй том Т. Д. к имеющимся у нас первым томам.

Вы, вероятно, уже ознакомились с моими ответами Екатерине Яковлевне. Знаю, что участницы женского дела найдут в Вас друга и мудрого советника. Читали ли Вы Призыв к женщинам всего мира, написанный Александром Ивановичем Клизовским, который он собирается напечатать и распространить среди членов женского конгресса? Он его прислал мне на просмотр, доклад хорош, но я не согласна с одним его разъяснением, о чём и написала ему. Дело в том, что А. И. называет формулу – «если хочешь мира, будь готов к войне» лицемерной, лживой и приравнивает её к изобретённым им формулам – «если хочешь добра, делай зло» и «если хочешь правды, то говори ложь» и т. д. Конечно, такое сопоставление совершенно неправильно и, как говорится, притянуто за уши. Для правильного сопоставления смысла следовало бы сказать: «если хочешь добра, будь готов отразить зло» и «если хочешь правды, будь готов пресечь ложь». Именно такое искажение формулы показывает, что А. И. не вдумался в основы Учения Живой Этики. Прилагаю вам доверительно копию моего письма к нему, но очень прошу Вас оставить её только для себя, ибо замечаю чрезвычайную повышенную чувствительность в некоторых моих сородичах. А.И. уже в обиде на меня. Люди любят, чтобы им всегда напевались одни дифирамбы, и малейшее неодобрение, даже со стороны того, кого они сами назвали своим гуру, вызывает в них возмущение и затаённую обиду. Вообще, за последнее время письма некоторых наших корреспондентов, особенно из Южной Европы и одной шанхайской группы, глубоко огорчают нас. Налицо полное непонимание Учения и искажённое толкование. При этом в некоторых случаях проявлена ещё духовная нечистоплотность и нечестность. Хотелось бы, чтобы они вообще перестали прикасаться к книгам Живой Этики. Все они члены Аморка и следуют программе, выработанной этим обществом для своих членов с разными заманчивыми названиями ступеней посвящения и ритуалами и т. д. Не понимаю, зачем им Учение Живой Этики? Также они засоряют своё воображение чтением случайных тантрических книг и, не понимая значения прочитанного, прилагают извращённо указанные в них методы и, конечно, тем самым приобщаются к чёрной магии. Тантрические методы возможны лишь среди самых чистых сознаний, именно людей, победивших всякие страсти в себе, но эти тантрические методы НЕ находят поощрения среди Великих Учителей Белого Братства. Имя руководителя одной шанхайской группы – Сальников. Невольно вспоминается наука о значении имён. Будьте с ними очень осторожны. Мы никого из них не знаем и лично никогда с ними не встречались. По получении докладов от этой группы и по прочтении их я ощутила физическую тошноту – указано было – «не полезно, чтобы невежды тащили Поучения по грязным дорогам». Истинно, грязны там руки и дороги.

Также не знаю, ознакомил ли Вас Александр Михайлович Асеев с теми вопросами, которые ставит г. Батурин в своём журнале? Мне он их переслал и просил помочь ему ответить на них. Конечно, я просила его воздержаться от каких-либо ответов и сношений с этим типом. Чем дальше от таких провокаторов и агентов, тем лучше. Прилагаю Вам и вопросы, и мой ответ Асееву для Вашего осведомления.

Родной Рихард Яковлевич, буду очень просить Вас проверять и испытывать сознание приблизившихся к Учению Живой Этики именно на вмещении противоположений. Обычно такое вмещение особенно трудно усваивается. На пути многих оно является непреоборимым камнем преткновения. Владыка Будда прежде всего настаивал на таком вмещении, и, если замечал, что ученик не мог осилить эту основу, на которой держится всё построение, как космическое, так и жизненное, повседневное, Он не допускал такого ученика к дальнейшему познанию. Люди малого сознания никак не могут понять, что всю свою жизнь они только и делают, что, более или менее удачно для себя или истинно благотворно на общее благо, приспосабливаются к вмещению противоположений, и, если Вы укажете им на это, будут яростно отрицать и возмущаться. Вмещение пар противоположений в их сознании принимает личину лицемерия, и они даже в Учении находят противоречия и, в лучшем случае, непоследовательность. Они читают Учение мёртвым духом и каждое утверждение принимают в его одном исключительном приложении.

Мало кто понимает, что целесообразность, вытекающая, как следствие, из противоположений, главенствует во всей Вселенной. Есть и такие, которые видят в проведении целесообразности даже аналогию иезуитской формулы – цель оправдывает средства. Такие сознания самые опасные, и часто они почти безнадёжны. Они не могут понять, что во всём и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения, лишь чистое сердце может подсказать и правильное понимание приложения космических законов и формул Учения. Немало и таких, которые, услыша завет о ненасилии, в мертвенном и однобоком понимании его допустят вторжение хаоса и тем станут погубителями множеств жизней. Интересно проверить, как понимается утверждение – джинны строят храмы? А как будет понято древнее изречение – «когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей»? Истинно, чистый дух всё поймёт, но затуманенный всё исказит. Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти. Также никто не подумает, что Самые Высокие Учения, которыми держится ещё равновесие мира, были причинами наибольшего пролития крови. Сколько крови на Христе! Самое высокое, в невежественных и злобных руках, становится орудием жестокого преследования и насилия.

Хорошо было бы подготавливать беседы о вмещении и применении целесообразности. Сначала, может быть, поодиночке, только с достаточно продвинутыми сознаниями, а затем постепенно можно расширить число участников. Пусть участники таких собеседований сами приводят примеры из самых разнообразных случаев в жизни, чтобы показать, насколько они понимают приложение руководящего закона целесообразности, который можно также назвать законом великого уравновесия.

Как видите, можно годами изучать книги Учения, можно писать книги на темы, затронутые в Учении, и всё же не вмещать основ.

Мне так хотелось бы прочесть вместе с Вами все книги Учения и указать, когда и при каком случае или переживании были даны те или иные намёки и речения.

Что Ваши детки? Для них наступает радостная летняя пора. Самый сердечный привет Вам, родной Рихард Яковлевич, и Элле Рейнгольдовне. Лучшие мысли летят к Вам.

Всего самого радостного.

Сердцем с Вами,

Е. Рерих

Прилагаю выдержку из только что полученного письма от г. Сальникова: «Да. Ещё. Всё как-то сложилось так, что мы подошли к уразумению, что нам необходимо знать «мистику русского языка». Ещё прошлое лето я просил д-ра Асеева послать мне значение славянской азбуки, значение букв и разных слов, т. к. мы узнали, что книги Учения гораздо лучше понимаются после знакомства с сокровенным смыслом наших русских слов...» Спрашивается, от кого узнал он это?!!! Всеми силами духа утверждаем, что книги Учения следует понимать так, как они написаны. Никакое значение букв и слов славянской азбуки никогда не имелось в виду. Да и мы сами не знаем этого мистического значения славянских букв и слов. Воображаю, какое калечение смысла Учения произойдёт от таких толкователей «сокровенного» смысла!!

Родной Рихард Яковлевич, имейте в виду таких исказителей и при случае можете упомянуть об этом доверительно и А.М. Асееву. Мы тоже будем ему писать, но с г. Сальниковым мы прекращаем всякую переписку также по причине местных условий и военного положения в его стране.

_______



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно