Астральные тела и двойники. Протокол собрания 7 февраля 1889 г.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


V

Собрание, состоявшееся 7 февраля 1889 по адресу: Лон­дон, 3[апад], Лансдаун-Роуд, 17. Председательствующий — м-р У. Кингсланд.

                                    Станца II (продолжение)

Шлока 3. Час еще не пробил; Луч еще не проник в Зародыш; Матрипадма (Мать-Лотос) еще не на­бухла.

«Луч "Вечной Тьмы" становится, после своего исхождения, Лучом блистающего Света, или Жиз­ни и пронзает "Зародыш" — точку в Мировом Яйце, представляющую Материю в ее абстрактном смысле». [«Тайная Доктрина», Том I, с. 105.]

В. Эта Точка в Мировом Яйце то же самое, что и Точка в Круге, Непроявленный Логос?

О. Конечно же нет: Точка в Круге — это Непро­явленный Логос, а Проявленный Логос — это Тре­угольник. Пифагор говорит о никогда не проявляв­шейся Монаде, которая живет во тьме и уедине­нии; но, когда пробьет час, она испускает из себя Один, первое число. В процессе нисхождения это число превращается в Два, второе число; а Два, в свою очередь, переходит в Три, образуя треуголь­ник — первую завершенную геометрическую фигуру в мире формы. Именно этот идеальный или аб­страктный треугольник является той Точкой в Ми­ровом Яйце, которая после периода созревания выходит (на третьей ступени) из Яйца, образуя ре­альный Треугольник. В индусской философии это Брама-Вак-Вирадж, а в «Зогаре» — Кэтер-Хокма-Бина. Первый Проявленный Логос есть Потенци­альность, невыявленная Причина; Второй — все еще скрытая мысль; Третий, Демиург — активная Воля, рождающая из своей универсальной Сущ­ности активно действующее следствие, которое, в свою очередь, становится причиной на нижестоя­щем уровне.

В. В каком смысле здесь употребляется термин «Вечная Тьма»?

О. Здесь Вечная Тьма обозначает, как мне пред­ставляется, вечно непознаваемую причину, скры­тую за завесой; по сути дела — Парабрахм. Даже Логос может видеть только Мулапракрити, но не в силах заглянуть за этот занавес. Иными словами, это то же, что и «Вечно Непознаваемая Тьма».

В. Чем же, в таком случае, является Луч?

О. Перечислю все еще раз. Сначала идет уровень круга, поверхность которого представляется чер­ной, а точка в нем — потенциально белой, и эта точка есть первая доступная нашему разуму связь с невидимым Логосом, «Вечная Тьма» действитель­но вечна, а Луч периодичен. Вырвавшись из цент­ральной точки и пронзив Зародыш, Луч втягивается назад в исходную точку, а Зародыш развивается во Второй Логос, треугольник внутри Мирового Яйца.

В. Назовите еще раз этапы проявления.

О. Первым этапом становится появление потен­циальной точки в круге — непроявленного Логоса. На втором этапе, из потенциальной белой точки вырывается белый луч, создающий первую точку, именуемую в «Зогаре» «Кэтер», или «сефира».

Третий этап — создание Кэтером Хокмы и Бины: вместе они составляют первый треугольник, кото­рый становится Третьим, или проявленным, Ло­госом; иными словами субъективной и объек­тивной Вселенной. Впоследствии из проявленного Логоса, исходят Семь Лучей: в «Зогаре» они назы­ваются низшими сефиротами, а в восточном ок­культизме семью первичными лучами. От этих лучей происходит затем бесчисленное множество Иерархий.

В. Упомянутый вами Треугольник — это то, что вы называете Зародышем в Мировом Яйце?

О. Да, разумеется. Но вы должны помнить, что существует еще Вселенское Яйцо, и Солнечное Яй­цо, и другие; так что, говоря о них, следует всегда уточнять, о каком из них идет речь. Мировое Яй­цо есть аллегорическое наименование Абстрактной Формы.

В. Можно ли назвать Абстрактную Форму первым проявлением вечного женского принципа?

О. Это действительно первое проявление, но не женского принципа, а совершенно бесполого Луча, исходящего из центральной точки. О вечном жен­ском принципе речь пока не идет, поскольку Луч этот несет с собой соединенную потенциальность обоих полов, которую ни в коем случае нельзя на­зывать мужской или женской. Эта последняя дифференциация проявится лишь после того, как Луч упадет в материю и Треугольник станет Квадратом, первым Тетрактисом.

В. Значит, Мировое Яйцо такое же бесполое, как и Луч?

О. Мировое Яйцо - это просто первая стадия проявления, недифференцированная первичная ма­терия, в которой животворящий Зародыш получа­ет свой первый духовный импульс; Потенциаль­ность становится Действенностью.

Мы говорим о материи в женском роде лишь в силу грамматической необходимости и в метафори­ческом смысле, поскольку она принимает лучи от Солнца, оплодотворяющие ее и, тем самым, созда­ющие все, что произрастает на ее поверхности, т.е. на нашем, самом низком уровне. Но, с другой сто­роны, первичная материя должна рассматриваться только как субстанция, не имеющая никаких поло­вых признаков.

Таким образом, Яйцо любого уровня представ­ляет собой вечно сущую недифференцированную материю, которая, строго говоря, вовсе не являет­ся материей, но только тем, что мы называем Ато­мами. Материальная форма может разрушаться, но Атом абсолютно неразрушим, так как представля­ет собой квинтэссенцию Субстанций. Только под «Атомами», я подразумеваю здесь, первичные боже­ственные Единицы, а не те «атомы», которые из­вестны современной науке.

Точно так же и термин «Зародыш» является чи­сто метафорическим. Этот зародыш есть везде; так же как центр круга, у которого нет окружности, расположен повсюду. Следовательно, под ним сле­дует понимать все зародыши — всю непроявленную природу или всю творческую силу, которая должна проявиться. Индусы называют ее Брахмой, хотя на каждом уровне она приобретает особое название.

В. Матрипадма это вечное или периодическое Яйцо?

О. Вечное; периодическим оно станет только тогда, когда луч первого Логоса пронзит латент­ный Зародыш в Матрипадме, которая и есть это Яйцо, своего рода Лоно Вселенной. По аналогии, физический зародыш в женской клетке нельзя на­звать вечным, но латентный дух зародыша, скры­тый внутри мужской клетки в природе, может быть так назван.

Шлока 4. Сердце ее еще не раскрылось для привхождения Единого Луча, чтобы затем низвергнуть его, как Три в Четыре, в недра майи.

«Но когда час пробил и она станет восприим­чивой к фохатическим отпечаткам Божественной Мысли (Логоса, или же мужского аспекта Анима Мунди, Алайи), ее Сердце раскроется». [«Тайная Доктрина», том I, с. 106.]

В. Эти фохатические отпечатки Божественной Мысли должны появиться на более поздней стадии дифференциации?

О. Фохат, как оформившаяся сила, или сущ­ность появляется позже. Слово «фохатический» представляет собой определение, которое может использоваться в более широком смысле; само же существительное «Фохат» обозначает сущность, исходящую из фохатического атрибута Логоса. Электричество может быть извлечено только из того, что уже содержит в себе электрический принцип или элемент. Божественный принцип вечен, а боги периодичны. Фохат есть Шакти, или сила божественного разума; следовательно, он яв­ляется аспектом божественного разума, так же как и Брахма.

В. В комментариях к этой станце вы упоминае­те соответствия, относящиеся к другим стадиям эволюции. Очевидно, этим вы хотели подсказать чи­тателю какую-то мысль?

О. Разумеется; я уже несколько раз говорила, что комментарии к первому тому почти целиком посвя­щены эволюции исключительно Солнечной систе­мы. Но красота и мудрость станц состоит в том, что их можно интерпретировать на всех семи уров­нях. Все начинается на первом или чисто духовном уровне, а последнее отражение проецируется, со­гласно универсальному закону соответствий и аналогии, на уровне наиболее дифференцированном, грубом и физическом. Пользуясь случаем, хочу за­явить раз и навсегда, что в первых станцах речь идет о пробуждении после пралайи и, следователь­но, не об одной лишь Солнечной системе; тогда как том II полностью посвящен Земле.

В. Не могли бы вы подробнее рассказать о значе­нии слова «Фохат»?

О. Это составное слово туранского происхожде­ния, имеющее несколько значений. В Китае слово РНо (Фо) обозначает «животную душу», животвор­ный нэфеш, или дыхание жизни. Некоторые счита­ют, что оно заимствовано из санскрита, где слово «Бху» означает существование или, скорее — суть существования. Термин «Сваямбху» обозначает одновременно Брахму и человека и этимологически рас­шифровывается как самосущность и самосущий — т.е. Вечное и Бесконечное Дыхание. Если Сат — это потенциальность Бытия, то Фо — активность Бытия. Конкретное значение, впрочем, полностью зависит от контекста. Опять же, Фохат связан с Махатом. Это отражение Вселенского Разума, син­тез «Семи», в том числе — разумов семи творческих Строителей (или, как мы их называем, — Космократоров). Таким образом, жизнь и электричество, как вы сами видите, едины в нашей философии. Говорят, что жизнь это электричество, а коль скоро это так, то Единая Жизнь есть квинтэссен­ция и корень всех электрических и магнетических феноменов, существующих на нашем уровне про­явления.

B. Почему говорят, что Гор и другие «Солнечные Боги» рождаются «через непорочную Матерь»?

О. На первом уровне дифференциации катего­рии пола (назовем это так ради удобства изложения) пока еще нет, но оба пола потенциально су­ществуют в первичной материи. Материя родственна слову «Матерь», что свидетельствует о ее при­надлежности к женскому роду, но материя может быть двух видов. Недифференцированная, первич­ная материя еще не оплодотворена никаким воз­действием в пространстве и времени, но такое ка­чество, как плодовитость, присуще ей изначально. Таким образом, то, что излучается или рождается вследствие наличия этого природного свойства, не рождено, в полном смысле этого слова, первичной материей, но просто начинает существовать через ее посредство. Другими словами, данное свойство или качество является единственной причиной того, что та или иная вещь начинает проявляться в своем носителе; тогда как на физическом уровне Матерь-материя уже не является активной причиной, но пассивным средством и инструментом, коим поль­зуется независимая причина.

В христианском учении о Непорочном Зачатии, являющем собой материализацию метафизической и духовной концепции, мать впервые оплодотворя­ется Святым Духом, и в результате Ребенок рож­дается ею, а не через нее. Первое подразумевает ограниченность и обусловленность источника, с которого все начинается; и весь процесс, таким об­разом, разворачивается в Пространстве и во Вре­мени. Тогда как второе применимо как к Конечному, так и к Бесконечному и Вечному. Великое Дыхание, пронизывающее Пространство, которое безгранично, остается, таким образом, в вечности, а не выходит из нее.

В. Как Треугольник становится Квадратом, а Квадрат — шестигранным Кубом?

О. Согласно оккультной и пифагорейской гео­метрии, Тетрада сочетает в себе все материалы, из которых состоит Космос. Точка, или Один, рас­тягивается в Линию, образуя Двойку; Линия пре­вращается в Поверхность, Тройку; а Поверхность, Тройка, или Треугольник — в Тело (Тетраду, или Четверку) — за счет добавления к Тройке еще од­ной точки. У каббалистов Кэтер (или сефира), Точ­ка, излучает Хокму и Бину: две последних являются синонимом Махата из индусских пуран; а вся Три­ада, погружаясь в материю, создает Тетраграмматон, Тетрактис, равно как и низшую Тетраду. Это число содержит в себе как исходные числа, так и числа, полученные в результате. Удвоенная Дуада создает Тетраду, а удвоенная Тетрада составляет Гебдомад[1]. С другой точки зрения — это Дух, Воля и Разум, оживляющие четыре низших принципа.

В. А теперь, пожалуйста, о том, как Квадрат становится шестигранным Кубом.

О. Квадрат становится Кубом, когда каждая из вершин треугольника удваивается, разделяясь на мужской и женский аспекты. Пифагорейцы гово­рили: «Единожды Единица, затем — Дважды Два, а отсюда — Тетрада, с той же наивысшей Едини­цей наверху; получается пирамида с основанием, имеющим в плане Тетраду; божественный свет, ни­сходя на нее, создает абстрактный Куб».

Поверхность Куба состоит из шести квадратов, а развернутый Куб образует Крест, в котором вер­тикальная линия включает в себя Четыре квадра­та, а горизонтальная Три, вследствие чего шесть граней дают нам число Семь — семь принципов, или семь пифагорейских свойств человека. Про­чтите еще раз замечательное пояснение, приводимое в процитированном в «Тайной Доктрине» фрагменте из книги м-ра Дж. Р.Скиннера «Источ­ник Мер...»[1].

Так повторяется на Земле Таинство, утвержденное, по свидетельству ясновидцев, на божественном уровне. «Сын» непорочной Небесной Девы (или недифференци­рованный космический протил, Материя в ее беспре­дельности) вновь рождается на Земле как Сын земной Евы, нашей матери Земли, и становится Человечест­вом в его совокупности — прошлым, настоящим и бу­дущим, ибо Иегова, или Йод-Хе-Вав-Хе[1]андрогин, или двуполый. Наверху Сын являет собою весь Космос; вни­зу он — Человечество. Триада, или Треугольник, стано­вится Четырехугольником, священным числом Пифаго­ра, совершенным Квадратом, и на Земле — шестигран­ным Кубом. Макропросопус (Великий Лик) становится, теперь Микропросопусом (Малым Ликом); или, как го­ворят каббалисты: «Ветхий Деньми», нисходя на Адама Кадмона, которым он пользуется как Носителем для проявления, превращается в Тетраграмматон. Он сейчас в «Лоне майи», Великой Иллюзии, и имеет между собой и Реальностью астральный свет — великого Обольстителя ограниченных чувствований человека, если только Зна­ние через Парамартхасатью не придет ему на помощь. [«Тайная Доктрина», том I, с. 108.]

Иными словами, Логос становится Тетраграмматоном; Треугольник, или Тройка, превращается в Четверку.

В. Астральный свет упоминается здесь в значении майи?

О. Безусловно. Ниже в «Тайной Доктрине» объ­ясняется, что на практике к планетарным цепям относятся только четыре уровня, так как три наи­высших уровня являются абсолютными Арупа и вы­ходят за рамки нашего понимания.

В. Значит, Тетрактис полностью отличен от Тетраграмматона?

О. Тетрактис, коим клялись пифагорейцы, разу­меется, не был Тетраграмматоном. Напротив, это был высший, или верховный, Тетрактис. В первой главе книги «Бытие» кроется ключ к обнаружению этого низшего Тетраграмматона. Мы находим в ней Адама, Еву и Иегову, который становится Каином. Дальнейшее распространение человечества симво­лизирует Авель, также являющийся возвышенной человеческой концепцией. Авель был дочерью, а не   сыном, Евы и символизировал разделение полов, убийство Авеля, в свою очередь, символизирует брак. Еще более, человеческие концепции изложе­ны в конце четвертой главы, где говорится о Сифе, у которого родился сын Енос, после чего люди на­чали не «призывать имя Господа», как переведено в книге «Бытие», но сами называться Йод-Хе-Вав, что означало разделенность на мужчин и женщин.

Следовательно, Тетраграмматон — это просто Малкут; когда жених приходит к невесте на Зем­ле, он становится Человечеством. Должны быть пройдены все семь низших сефиротов; и по мере их прохождения Тетраграмматон становится все более и более материальным. Астральный уровень лежит между Тетрактисом и Тетраграмматоном.

В. Похоже, что понятие «Тетрактис» использу­ется здесь в двух абсолютно разных значениях.

О. Настоящий пифагорейский Тетрактис — это Тетрактис невидимой Монады, создающей первую Точку, вторую, третью, а затем возвращающейся во тьму и вечную тишину; другими словами, Тетрак­тис — это первый Логос. Но на уровне материи он, помимо всего прочего, представляет собой низшую четверку — физического или материального чело­века.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно