Астральные тела и двойники. БЕСЕДЫ С Е.П.Б. ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


БЕСЕДЫ С Е.П.Б. ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

Статья впервые опубликована в журнале «Path», New York, vol. IX, April, 1894, p. 17-21. Вступительное при­мечание и комментарии к различным фрагментам тек­ста статьи, не снабженные кавычками, принадлежат У.К.Джаджу.

В 1875-1878 годах мое близкое знакомство с Е.П.Б. позволяло мне часто беседовать с нею о том, что мы сейчас называем «магией». Эти полезные и для меня весьма увлекательные беседы происходили, как правило, поздно ночью и лишь изредка днем, хотя я старался заглядывать к ней среди бела дня всякий раз, когда мне удавалось отлучиться из моей конторы. А приходя в ее квартиру, я старался ос­таваться там как можно дольше, чтобы как можно больше успеть увидеть и услышать. Впоследствии, в 1884 г., я провел с нею много недель на Рю Нотр-Дам-де-Шамп в Париже, сидя подле нее изо дня в день и из вечера в вечер; а затем, в 1888-м, неодно­кратно беседовал с нею в Лондоне, на Холланд-Парк. Кое-что из сказанного ею я публикую далее в интересах тех, кто может извлечь для себя пользу из ее слов. Несомненно то, что в нашем столетии не было практического оккультиста более велико­го, чем она, и с учетом этого ее слова могут иметь определенный вес для многих наших читателей.

О дэвакхане

В то время данный термин еще не употреблял­ся. Разговор шел о ступенях на Пути и о возвращении на Землю. В ответ на один из моих вопро­сов она сказала:

«Да, ты уже бывал здесь раньше. Ты рождался с аналогичными мыслями и стремлениями и встре­чался с ними [речь идет о предполагаемом влиянии Адептов] в других жизнях. Поэтому они и пришли сюда, чтобы снова тебя увидеть».

Впоследствии, когда уже была разработана соот­ветствующая терминология, я задал ей вопрос: все ли проводят в дэвакхане 1 500 лет?

«Что ж, Джадж, тебе должно быть известно, что даже философия не указывает на всеобщую обя­зательность столь долгого пребывания в дэвакха­не. Все зависит от характера человека. Чисто ма­териалистический мыслитель, например, выйдет из этого состояния раньше, чем добродетельный духовный философ. Не забывай также, что тем, кто трудится на благо ложи, независимо от зани­маемой ими ступени, могут помочь скорее выйти из дэвакхана, если они сами это позволят. И твое предположение, что ты сам вышел из дэвакхана задолго до истечения 1 500-летнего срока, совер­шенно справедливо. Я лишь повторяю то, что ска­зал мне Учитель. Так что выводы сделай сам».

Послания Учителей

В ответ на мой вопрос на эту тему она сказала: «Если ты думаешь, что Учитель всегда будет сам писать и отправлять послания, то ты ошибаешься. Да, Он может это делать. Но большинство "осаж­дений" осуществляют чела, которых ты мог бы принять по ошибке за самих Учителей. Я вижу, что Он приказывает, и те мысли и слова, которые Он хотел бы использовать, и я "осаждаю" их в ука­занной Им форме и манере. Точно так же посту­пает *** и еще пара человек».

«А что при этом происходит с почерками?» «Все, что ты пишешь сам, будет написано тво­им почерком, но не в точности таким, каким ты обычно пользуешься с тех пор, как у тебя вообще выработался какой-то почерк. Ты уже знаком с на­стоящими почерками Учителей, собственно Им присущими, и знаешь, что уже по виду и форме своей они представляются чужими, иностранными, собственно говоря, — индийскими. Вот почему они выработали особую форму почерка для посланий на английском языке, и в этой самой форме я "осаж­даю" Их послания, когда Они мне укажут. Б. едва не поймал меня за этим занятием и чуть было не превратил все послание в сплошную кашу, потому что напугал меня. Мне необходимо разглядеть в астральном свете факсимиле послания, и по этой астральной матрице я "осаждаю" его на бумагу. Почерк получается другим, если Учитель присылает мне уже готовую бумагу с написанным на ней посланием. Вот почему я называю эти вещи "пси­хологическими фокусами". Поначалу мне казался необходимым какой-нибудь зримый признак объек­тивного чуда, но даже самого поверхностного раз­мышления достаточно, чтобы понять: это не может ничего доказать, помимо наличия оккультных спо­собностей. Многие медиумы практиковали "осаж­дение" текстов еще тогда, когда о моей ничтожной персоне вовсе ничего не было слышно. Блажен тот, кто не нуждается ни в каких знамениях. Но ты-то видел подобные вещи предостаточно. Так для чего же тебе меня спрашивать? Попробуй лучше на­прячь собственные мозги и интуицию. Я уже продемонстрировала тебе едва ли не полный набор чудес. А остальные пусть судят по известным им фактам и теориям, рассчитывая на собственный разум и интуицию».

                           Если в дело вмешиваются белые маги, то что происходит?

«Суди сам; многие удивляются, почему это Учи­теля сразу же не вмешиваются, чтобы спасти нача­тое ими дело? Они, похоже, забывают, что значит для Учителя применить оккультную силу. Если тебе нужен порох для того, чтобы взорвать скалу, то с тем же успехом ты можешь поднять на воздух и дом. Согласно существующему закону, если белый маг использует оккультную силу, то такое же ко­личество силы могут использовать и черные маги. Химики изобрели порох, и теперь люди применяют его как в благих, так и в дурных целях. Ты хочешь быть ближе к Учителю, но тогда тебе придется ощутить на себе действие окружающих его могуще­ственных сил. И если в твоем характере есть какая-то слабость, то черные силы могут воспользоваться возмущением, вызванным направленным в опреде­ленную точку потоком сил, и причинить тебе зло. Так обычно и бывает. Пересеки границу, отделяю­щую от нас оккультное царство, и ты сразу же по­падешь в сферу действия неведомых и ужасных сил. И если ты не достаточно силен, эти силы могут по­губить всю твою земную жизнь. Вот в чем опас­ность. И это одна из причин, почему Учителя так редко появляются, чтобы непосредственно вме­шаться в ход событий, но почти всегда действуют через посредников, которые могут находиться на различных ступенях духовной иерархии. Как ты там говоришь — "двойственные силы в природе"? Именно так; и теософы должны об этом помнить».

                                                        Наказывают ли Учителя?

«Об этом я тебе всего рассказывать не стану. Они справедливы, и Они же — живое воплощение закона сострадания. Даже не думай, что Учителя вдруг появятся и набросятся на тебя за твои ошиб­ки и прегрешения, вольные и невольные. Обо всем позаботится карма. Учителя следуют высшей эти­ке. И с этой точки зрения Они никого никогда не наказывают. Я ведь уже говорила тебе, что, сколь­ко бы ни злословили в их адрес клеветники, Учи­теля никогда не накажут их за это. Так что даже странно слышать от тебя подобные вопросы. Все положенные наказания назначает карма».

                                                         Об элементалах

«Как-то давно я уже говорила тебе, что не могу рассказать тебе об этом всего, что знаю. Но кое-что постараюсь объяснить. Тот, кого ты и Олькотт обычно называете ***, не может тебя увидеть, пока я ему не разрешу. Я постараюсь передать ему твой образ, чтобы он запомнил тебя, как на фотосним­ке. Но ты не сможешь заставить его слушаться, по­тому что не умеешь создавать направленный сило­вой поток. Я пришлю его к тебе и заставлю позво­нить в астральный колокольчик».

[Через несколько дней после этого я получил обещанный знак, когда находился на достаточно большом расстоянии от Е.П.Б. Маленький астраль­ный колокольчик зазвучал в воздухе в то время, когда я беседовал с человеком, не имеющим ника­кого отношения к теософии, и Е.П.Б. была от меня на расстоянии трех миль. При следующей встрече она спросила, объявлялся ли *** и звонил ли в ко­локольчик, назвав при этом точную дату и время.]

«У него нет какой-либо конкретной формы, он скорее напоминает вращающийся воздушный вихрь. Но все же это вполне конкретное существо, как ты сам можешь судить по его делам. Некоторые клас­сы элементалов имеют определенные формы. И существующее деление на огненные, воздушные, зем­ные и водяные элементалы вполне обоснованно, но оно не охватывает все их классы. Что бы ни тво­рилось и не происходило вокруг нас, во всем уча­ствуют элементалы, так как они являются неотъем­лемой частью природы — такой же важной, как и нервные потоки в наших телах. Можно заметить, как они носятся повсюду во время бури. А пом­нишь, что ты сам рассказывал мне о леди ***, ко­торая увидела, как они движутся и меняют форму в опере? Подобное стало возможным благодаря ее собственным способностям и характеру оперы, ле­жащему в ее основе лейтмотиву». [Это была опера Вагнера «Тристан и Изольда». — Джадж.] «В дан­ном случае, поскольку Изольда была ирландкой, то вся опера пробудила класс элементалов, присущих этому острову и его традициям. Должна сказать тебе, Джадж, что Ирландия — прелюбопытнейшее место. Она буквально кишит элементалами, при­надлежащими к одному и тому же классу; и — кля­нусь Зевсом! — я вижу, что они целыми толпами эмигрируют с этого острова вместе с его жителя­ми. Иногда один из них может случайно расше­велить какую-нибудь древнюю систему, скажем — египетскую; как раз в этом и кроется секрет того астрального шума, который, по твоим собственным словам, напомнил тебе звучание систрума[1], и этот звук был вполне объективным. Но неужели ты ду­маешь, друг мой, что я вложу в твои руки патен­тованное орудие для вызывания элементалов? — ни в коем случае. Бульвер-Литтон составил очень муд­рое (для него) исследование на эту тему».

[Прогулка по Центральному парку Нью-Йорка.] «Здесь так интересно. Огромное множество ин­дейцев и вместе с ними их элементалы — такие же реальные, как и ты сам. Они нас не видят, потому что все они — призраки. Но, Джадж, ты не должен путать магнетизм, пробивающийся сквозь твою ко­жу, с легкими постукиваниями какого-нибудь элементала, который просит у тебя сигаретку».

[Нью-Йорк, 34-я Западная улица. Впервые элементалы стали основной темой нашего разговора. Я задал ей вопрос о спиритуализме. — Джадж.]

«Практически всю работу делают элементалы. Я и сама могу заставить их постучать в каком угодно углу комнаты. Выбери место сам, по своему усмот­рению». [Я указал на поверхность оштукатуренной стены, свободную от всех предметов мебели.) «Те­перь спрашивай что хочешь, а они будут отвечать тебе стуками».

Вопрос: Сколько мне лет?

Стуки: количество стуков точно по числу моих лет.

Вопрос: Сколько человек в моем доме?

Стуки: точное число раз.

Вопрос: Сколько месяцев я уже в городе?

Стуки: снова точно.

Вопрос: На какой цифре сейчас находится ми­нутная стрелка моих часов?

Стуки: правильно.

Вопрос: Сколько у меня ключей на связке?

Стуки: правильно.

Е.П.Б. «Какая ерунда! Давай прекратим это. Больше ты ничего не услышишь, как ни старайся. Я так распорядилась. В этом нет никакого смыс­ла; ответы на вопросы они находят прямо в твоей голове, даже на вопрос о ключах в связке: хотя ты и сам этого толком не помнишь, но твоя внутрен­няя память все равно хранит самую точную инфор­мацию об этом, как и обо всем остальном. В лю­бом случае я могла бы заглянуть сквозь твой кар­ман, сосчитать ключи и подсказать точный ответ элементалам. Есть занятия посерьезнее всей этой магической чепухи».

«Осаждение» послания в Лондоне

В 1888 г. в Лондоне мне понадобился листок бу­маги, на котором были записаны фиолетовыми чер­нилами всего три или четыре важных фразы, но этот листок остался в Америке. Я спустился в ее комнату, где в это время с нею был Б.Кейтли, и, не говоря ни слова, сел напротив Е.П.Б. Про себя я подумал: «Если бы она только смогла каким-то образом раздобыть для меня копию этой записки». Е.П.Б. улыбнулась, встала и ушла в свою комнату, но тут же вернулась обратно и протянула мне лис­ток бумаги, прямо перед носом у Кейтли. К свое­му удивлению, я узнал в нем копию нужной мне записки, факсимиле. Когда же я спросил Е.П.Б., откуда она ее взяла, та ответила: «Прочла твои мысли. Все остальное было несложно. Ты думал достаточно громко и отчетливо. К тому же эта за­писка действительно тебе необходима, а как ты знаешь, такие проблемы можно решать». Все происшествие заняло не больше времени, чем требу­ется для того, чтобы прочесть его описание.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно