Астральные тела и двойники. Протокол собрания 10 января 1889 г.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Историю возникновения материала см. Приложение 1.

Собрание, состоявшееся 10 января 1889 г. на Лансдаун-Роуд, 17,'(Лондон, 3[апад]); открылось в 8.30 пополудни. Председательствующий — м-р Т.Б. Харботтл.

 

Тема: Станцы «Тайной Доктрины», т. I.

Станца I

Шлока 1. Предвечная Матерь-Рождающая (Про­странство), сокрытая в своих Покровах, вечно Не­видимых, еще раз дремала в продолжении Семи Вечностей[1].

Вопрос. Абстрактное пространство описывается в Прологе (с. 51-52) следующим образом:

...абсолютное Единство не может перейти в Бесконеч­ность, ибо Бесконечность предполагает беспредельное протяжение «чего-то» и продолжительность этого «чего-то». Но Единое Все — подобно Пространству, являюще­муся его единственным умозрительным и физическим представлением на нашей Земле или нашем плане существования — не может быть ни объектом, ни субъектом познавания.

 Если бы возможно было предположить, что вечное, бесконечное Все, вездесущее Единство, вместо бытия в Вечности, может стать, в силу периодических проявлений, многообразной Вселенной или же многообразным Существом, то это Единство перестало бы быть таковым. Идея Локка, что «чистое Пространство не спо­собно ни на сопротивление, ни к движению», непра­вильна. Пространство не есть ни «беспредельная пус­тота», ни «условная полнота», но вмещает в себе оба понятия. Будучи, на уровне абсолютной отвлеченности вечно непознаваемым Божеством, являющимся пустотою только для ограниченных умов на плане иллюзорного умозрения, или же Пленумом, абсолютным Вместили­щем всего Сущего, проявленного или же не проявленно­го, оно и есть потому-то Абсолютное Все. Нет различия между утверждением христианских апостолов: «В Нем мы живем и движемся и имеем наше бытие» — и утверждением, индусских Риши: «Вселенная живет, исходит и возвращается к Брахме»: ибо Брахма (бесполый) не про­явленный есть эта Вселенная in abscondito , а Брахма проявленный есть Логос, ставший двуполым в символиче­ских ортодоксальных догмах; и, таким образом, Богом посвященного Апостола и индусского Риши является Пространство, как Невидимое, так и Видимое. Про­странство, в эзотерическом символизме, называется «Семижды Облаченная Вечная Матерь-Отец», ибо от не диф­ференцированной до дифференцированной его поверх­ности оно состоит из семи слоев.

«Что есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет?» — спрашивает эзотерический сензарский катехи­зис. Ответ дается — Пространство. («Тайная Доктрина», том I, ее. 51-52.]

В. Но почему о Предвечной Матери-Рождающей, Про­странстве, говорится в женском роде?

Ответ. Так бывает не всегда, просто в приве­денной выше цитате Пространство названо «Вечной Матерью-Отцом». Но если Пространство рассмат­ривается в вышеуказанном аспекте, то, несмотря на невозможность точного определения Парабрахма, его все-таки следует считать женским принципом, раз уж о нем все равно приходится вести речь как о первоначальном нечто, которое человек в состоя­нии себе представить. Во всех космогониях первая дифференциация упоминается в женском роде. Это Мулапракрити, скрывающая или служащая завесой Парабрахма; Сефира — сеет, первым исходящий из Эйн Софа; а у Гесиода это Гея, вышедшая из Хао­са и предшествующая Эросу («Теогония», 201-246). То же повторяется и во всех последующих, менее абстрактных материальных творениях, что видно на примере Евы, сотворенной из ребра Адама, и т.п. Первой всегда появляется богиня. Первой эмана­цией становится непорочная Мать, от которой про­исходят прочие боги или антропоморфные творческие силы. Нам приходится пользоваться словами либо мужского, либо женского рода, так как мы не можем использовать нейтральное местоимение оно. Строго говоря, из нейтрального «оно» и не может ничего исходить — ни излучения, ни эманации.

В. Идентична ли эта первая эманация египетской Нейт[1]?

О. На самом деле первая эманация — выше, но в определенном смысле или в нижестоящем своем аспекте это действительно Нейт.

В. Следовательно, само Оно не является «Семижды Облаченной Вечной Матерью-Отцом»?

О. Разумеется, нет. В индусской философии Оно — это Парабрахм, то, что выше Брахмы, или, как это называется сейчас в Европе, «непознавае­мое». Пространство, о котором мы говорим, есть женский аспект Брахмы, мужчины. При первых же признаках начала дифференциации Субъективное переходит или ниспадает как тень в Объективное, становясь тем, что называется Богиней-Матерью, от которой происходит Логос — Бог-Сын и Бог-отец в одно и то же время, оба — не проявленные; из них первый является Потенциальностью, а вто­рой — Действенностью. Однако первого не следу­ет путать с проявленным Логосом, также называе­мым «Сыном» во всех космогониях.

В. Значит, первая дифференциация абсолютного «Оно» всегда женского рода?

О. Это только оборот речи; в строго философ­ском понимании она — бесполая, но в человеческом представлении приобретает, прежде всего, женский аспект. Последующая материализация в любой фи­лософии зависит от степени духовности той расы или народа, который создал для себя эту систему. Например: в каббале талмудистов Оно называется Эйн Софом — бесконечным, безграничным, беспре­дельным (определения всегда имеют отрицательную приставку); но Его абсолютному принципу все-таки присваивается местоимение Он!! Из него — этого негативного, Безграничного Круга Неисчерпаемо­го Света — исходит первая сефира, Венец, которую талмудисты называют «Торой», законом, заявляя, что она — жена Эйн Софа. Это яркий пример на­деления духовного человеческими качествами.

В. В индусских философских течениях говорится то же самое?

О. Совершенно обратное. Если мы обратимся к индусским космогониям, то заметим, что Парабрахм в них даже не упоминается и начинается все с Мулапракрити. Последняя является, так сказать, содержимым, или аспектом, Парабрахма в невиди­мой Вселенной. «Мулапракрити» означает корень Природы или Материи. Но Парабрахм нельзя на­звать «корнем», так как это Бескорневой Корень все­го. И, следовательно, мы должны начинать с Му­лапракрити, или Завесы непознаваемого. Здесь мы снова видим, что на первом плане Субстанции пер­вой появляется Богиня-Мать, отражение субъектив­ного корня. Далее следует исходящий из нее или, вернее, пребывающий в ней не проявленный Логос, ее Сын и в то же время Муж, которого называют «скрытым Отцом». От них происходит первопроявленный Логос, или Дух, и Сын, из субстанции которого выходят Семь Логосов, чей синтез — рассматриваемый как единая коллективная Сила — становится Архитектором Видимой Вселенной. У евреев это Элохим.

В. Какой аспект Пространства или неведомого божества, именуемого в Ведах словом «То» (упомя­нутым далее в книге), назван здесь «Предвечной Ма­терью-Рождающей?»

О. У ведантистов это называется Мулапракрити, у буддистов — Свабхават, или то двуполое нечто, о котором мы уже говорили, одновременно диф­ференцированное и недифференцированное. В сво­ем первом принципе это чистая абстракция, кото­рая становится дифференцированной только тогда, когда преобразуется с течением времени в Пракри­та. Если сравнить его с человеческими принципа­ми, оно соответствует Буддхи, тогда как Атма — Парабрахму, Манас — Махату и так далее.

 

В. В «Прологе» мы читаем о «Семижды Облачен­ной Вечной Матери-Отце». Чем же являются эти семь облачений Пространства?

О. Платон и Гермес Трисмегист назвали бы эту «Матерь-Отца» Божественной Мыслью, а Аристо­тель рассматривал бы ее как «отсутствие» материи. Это то, чему предстоит стать семью уровнями бы­тия: начиная с духовного и далее переходя к пси­хическому и материальному. Этим семи уровням соответствуют семь уровней мышления, или семь состояний сознания. Все эти семерки символизи­руются «Облачениями».

В. Божественные идеи в Божественном Разуме? Но ведь Божественного Разума пока нет.

О. Божественный Разум есть и должен быть еще до того, как начнется дифференциация. Его назы­вают божественным Источником Идей, вечным в своей Потенциальности и периодическим в своей Действенности, когда он становится Махатом, Анима Мунди, или Универсальной Душой. Но помни­те, что, как бы мы его ни назвали, каждая из этих концепций имеет чисто метафизический, чисто ма­териальный, а также промежуточные аспекты.

В. Что означает название «Вечно невидимые одеж­ды»?

О. Как и все прочие аллегории в восточных философиях, это, конечно же, метафорическое на­звание. Возможно, это гипотетический протил, ко­торый ныне пытается отыскать профессор Крукс[1], хотя отыскать его на нашей Земле или плане, ра­зумеется, невозможно. Это недифференцированная субстанция, или духовная материя.

В. Возможно, это то же самое, что называют словом «лайя»?

О. В состоянии лайя находится все, включая «одежды», ибо это точка, с которой или в которой первоначальная субстанция начинает дифференци­роваться, рождая Вселенную и, следовательно, все, что в ней есть.

В. Возможно, эти «одежды» называются «невиди­мыми» потому, что они не могут быть объективны­ми ни для какого дифференцированного сознания?

О. Вернее будет сказать, что они невидимы для конечного сознания, если, конечно, такое сознание может существовать на той стадии эволюции. Даже для Логоса Мулапракрити служит Завесой, Одеяни­ем, в которое облачен Абсолют. Даже Логос не мо­жет постичь Абсолют, говорят ведантисты[1].

В. Является ли термин Мулапракрити корректным и обоснованным?

О. Ведантистская Мулапракрити тождественна ведической Адити. Философия веданты буквально понимает ее как «окончание или синтез всякого знания». Ныне существуют шесть школ индусской философии, но углубленный анализ может дока­зать, что по сути своей они полностью согласуют­ся друг с другом. В своей основе они идентичны, но существует такой разброс имен и такое обилие побочных умозаключений, подробностей и рито­рических украшений, где некоторые эманации ста­новятся своими собственными отцами, а отцы рож­даются на свет от своих дочерей - что в них за­просто можно заблудиться, как в непроходимых индийских джунглях. Говорите с индусом о чем угодно с позиций эзотеризма, и он, если захочет, сможет возразить или опровергнуть вас, основываясь на учениях своей философской системы. У каж­дой из  шести философских школ — собственные взгляды и терминология. Так что, если не принять терминологию какой-либо одной школы и не ис­пользовать ее в процессе дискуссии, велика опас­ность возникновения непонимания.

В. Значит, один и тот же термин может исполь­зоваться различными школами в самых разных значе­ниях? Например, слово «Буддхи» имеет одно значение в эзотерической философии, а в философии санкхья — уже совсем другое. Так ли это?

О. Именно так; и совсем другое значение, у этого слова в Вишну-пуране, где говорится о семи Пракрити, исходящих из Махата, и последняя из них называется Маха-Буддхи. Однако в основе учений всех школ лежат одни и те же идеи; разнится лишь терминология, а в результате истинный смысл те­ряется в лабиринте персонификаций. Вероятно, наилучшим выходом для нас было бы создание соб­ственной, новой системы терминов. Однако, учи­тывая бедность европейских языков, и особенно английского, по части философской терминологии, можно предугадать заранее, что задача эта будет не из простых.

В. Можно ли использовать термин «протил» для обозначения состояния лайя?

О. Вряд ли; протил в понимании профессора Крукса, это, скорее всего, гомогенная материя, при­надлежащая к самому материальному из всех уров­ню, тогда как субстанция, символизируемая «Одеж­дами» «Предвечной Матери-Рождающей», находит­ся на седьмом уровне, если считать снизу вверх, начиная от материального, или, точнее — от внеш­него к внутреннему. Так что на самом нижнем (или наиболее внешнем) плане ее не найти.

В. Значит ли это, что на каждом из семи планов есть своя относительно гомогенная материя?

О. Да, есть; но эта материя гомогенна только для тех, кто находится на одном с нею уровне восприя­тия; так что, если современной науке все-таки удастся обнаружить протил, он будет гомогенным только для нас. Однако иллюзия продлится срав­нительно недолго — возможно, до появления шес­той расы, так как человечество все время меняет­ся — умственно и физически и, будем надеяться, духовно, все более совершенствуясь с каждой ра­сой и подрасой.

В. Не будет ли большой ошибкой, если мы возьмем на вооружение какой-нибудь термин, который ученые используют в другом значении?

О. Конечно, будет; однако греческое слово-Гиль (ΰλη) явно не использовалось раньше для обозна­чении материи нашего уровня, поскольку греки за­имствовали его из халдейской космогонии, где оно имело глубоко метафизический смысл.

В. Но теперь слово Гиль используется материали­стами для передачи практически той же самой идеи, которую выражает термин Мулапракрити.

О. Возможно; но д-р Левине и еще с полдюжи­ны его храбрых гило-идеалистов вряд ли разделя­ют эту точку зрения, поскольку в их системе метафизическое значение полностью игнорируется и не берется в расчет.

В. Значит, термин «лайя» все-таки выглядит бо­лее предпочтительно?

О. Не совсем, поскольку под словом «лайя» пони­мается не конкретный объект и не тот или другой уровень, но качество или состояние. Это санскрит­ский термин, обозначающий нечто, пребывающее в недифференцированном и неизменном состоя­нии, нулевую точку, где исчезают все различия.

В. Первой дифференциацией должна быть мате­рия на своем седьмом плане: так почему бы нам, не предположить, что протил профессора Крукса это тоже материя седьмого уровня?

О. Идеальный протил профессора Крукса — это материя в том состоянии, которое он сам называ­ет «нулевой точкой».

В. То есть, точка лайя для нашего плана?

О. Не совсем понятно, исследует ли профессор Крукс другие планы, помимо нашего, и допускает ли вообще их существование. Объектом его изуче­ния является атом протила, а поскольку этот атом никто никогда не видел, он остается просто новой рабочей гипотезой науки. Ибо чем на самом деле является атом?

В. Пожалуй, это удобное определение для того, что пока еще не изучено, или, скорее — удобный тер­мин для описания деления молекулы.

О. Но все-таки они уже должны прийти к вы­воду, что «атом» — термин не более удобный, чем все остальные семьдесят с лишним элементов. Уче­ные любят посмеиваться над четырьмя или пятью элементами древности, но профессор Крукс уже пришел к заключению, что такая вещь, как хими­ческий элемент, строго говоря, попросту не существует. Так что ученым пока еще довольно далеко даже до простой молекулы, не говоря уже об атоме.

В. Напомню, что Дальтон[1], впервые заговоривший на эту тему, назвал это «атомной теорией».

О. Да; но, как показал сэр У.Гамильтон, совре­менные научные школы вкладывают в этот термин неверный смысл. Они высмеивают метафизику, но применяют в физике чисто метафизический термин, причем настолько уверенно, что сейчас «теория» уже начинает претендовать на звание «аксиомы».

В. Что такое «Семь Вечностей», и как подобное деление может существовать в пралайе, где нет со­знания, способного наблюдать за ходом времени?

О. Современный астроном знает о «таинствах Неба» не больше, чем его древний собрат. И если бы его спросили, может ли он «произвести Маzzaroth в надлежащее для этого время»[1] или был ли он с «тем», кто «развернул небо», он с грустью признал бы, как Иов, что вынужден ответить от­рицательно. Однако это ни в коей мере не мешает ему рассуждать относительно возраста Солнца, Лу­ны и Земли и «исчислять» геологические периоды с тех времен, когда на Земле не жил ни один че­ловек - обладающий сознанием или же нет. Так почему бы, не предоставить ту же самую привиле­гию, древним?

В. Но для чего нам сохранять этот термин  - «Семь Вечностей» ?

О. Термин «Семь Вечностей» сохраняется, бла­годаря неизменному закону аналогии. Как манвантара делится на семь периодов, так должна делить­ся и пралайя; как день состоит из двенадцати ча­сов, так и ночь. Но можем ли мы сказать, что если ночью мы спим и не замечаем хода времени, то время останавливается? Пралайя — это «ночь», на­ступающая после манвантарического «дня». Нет никого и ничего, и сознание спит вместе со всею Вселенной. Но оно все равно существует и возоб­новит свою деятельность вместе с началом новой манвантары; и коль скоро мы в полной мере осо­знаем тот факт, что закон аналогии и периодич­ности действует всегда и повсюду и во всех направ­лениях, то почему бы нам, не говорить о «Семи Вечностях» пралайи?

В. Но как можно исчислить вечность?

О. Этот вопрос часто возникает по причине не­правильного понимания термина «вечность». Мы, уроженцы Запада, достаточно глупы для того, что­бы сразу представить себе нечто, не имеющее ни начала, ни конца; и полагаем, что и древние дол­жны были думать точно так же. Однако это не так: ни один философ древности никогда не рассматривал «вечность» как протяженность, не имеющую ни начала, ни конца. На самом деле этот термин передавал идею, не тождественную ни греческому Эону, ни Неросу. Подобрать его точный аналог действительно не так просто. Пожалуй, этой Веч­ности в точности соответствуют только Парабрахм, Эйн Соф и авестийская Зервана Акарна; все прочие периоды являются конечными и астрономически­ми, так как в их основании лежат «тропические» годы [1] и другие циклы огромной протяженности. А слово «зон», переведенное в Библии как «веч­ность», на самом деле означает не только конечный период времени, но также и ангела, существо.

В. Но нельзя ли нам в таком случае предполо­жить, что и в пралайе существует «Великое Ды­хание?»

О. Безусловно; поскольку «Великое Дыхание» беспрерывно и является, так сказать, универсаль­ным и вечным perpetuum mobile.

В. Если это так, то деление на периоды в этом случае невозможно, ибо идея беспрерывности, опровер­гает идею, полного и абсолютного небытия. Последнее, кажется несовместимым с каким бы то ни было «числом» периодов, несмотря на то, что гипотеза о сколь угодно, большом количестве, вдохов и выдохов «Великого Дыхания» выглядит вполне правдоподобной.

О. Идея абсолютного Покоя действительно ока­залась бы опровергнутой, если бы эта абсолютность Покоя не уравновешивалась абсолютностью Движе­ния. Если существует одно, значит, должно суще­ствовать и другое. Есть прекрасное стихотворение о пралайе, написанное одним очень древним Риши, где Великое Дыхание во время пралайи сравнива­ется с ритмичным покачиванием Бессознательно­го Океана.

В. Путаница возникает тогда, когда слово «веч­ность» употребляется вместо понятия «Эон».

О. Для чего использовать греческое слово, ког­да есть другое — более знакомое и к тому же под­робно объясненное в «Тайной Доктрине»? Можете называть ее относительной вечностью или вечно­стью манвантары и пралайи, если вам так больше нравится.

В. Значит ли это, что соотношение манвантары и пралайи аналогично соотношению между сном и бодрствованием?

О. Только в определенном смысле; ночью мы не перестаем существовать как личности и индиви­дуальности, хотя и не осознаем во время сна, что продолжаем жить. Но во время пралайи все диф­ференцированное и обособленное исчезает из феноменальной Вселенной и поглощается или, ско­рее, переходит в Единый ноумен. И, следователь­но,  de facto здесь существует большая разница.

В. Сон часто называют «теневой стороной жиз­ни»; можно ли назвать пралайю теневой стороной космической жизни?

О. Пожалуй, можно, с некоторыми оговорками. Пралайя — это растворение видимого в невидимом, гетерогенного в гомогенном, т.е. время отдыха. Даже космическая материя, какой бы неразрушимой она ни была в своей основе, должна иногда от­дыхать, возвращаясь в состояние лайя. Всесодержащая Единая Сущность должна проявлять свою аб­солютность, как в активности, так и в покое.

Шлока 2. Времени не было, оно покоилось в бесконечных недрах продолжительности.

В. В чем разница между Временем и Продолжи­тельностью?

О. Продолжительность есть; у нее нет ни начала, ни конца. А как же можно назвать Временем то, что не имеет ни начала, ни конца? Время — конечно; Продолжительность — бесконечна и безначальна.

В. Значит, Продолжительность это бесконеч­ная, а Время — конечная категория?

О. Время можно разделить, а Продолжитель­ность — во всяком случае, в нашей философии - нельзя. Время делится в Продолжительности; или, как вы сами говорите, что-то может существовать внутри Времени и Пространства, а что-то выходит за пределы и того и другого.

В. Движение Земли есть единственное основание, позволяющее дать определение Времени.

О. Мы можем дать определение Времени и на основании собственных понятий.

В. Скорее не Времени, а Продолжительности.

О. Нет, именно Времени, поскольку Продолжи­тельность невозможно разделить или расставить в ней какие-то вехи. Мы рассматриваем Продолжи­тельность как единственную вечность — не отно­сительную, но абсолютную.

В. Можно ли сказать, что основной идеей Продол­жительности является существование?

 О. Нет; существование всегда имеет определенные и ограниченные периоды, тогда как Продолжительность, не имеющая ни начала, ни конца, есть совершенная абстракция, содержащая в себе Время. Продолжительность подобна Пространству, которое тоже является абстракцией и тоже не имеет ни начала, ни конца. Только в случае своей конкретизации и ограничения оно может стать образом чего-то и вообще чем-то. Расстояние между дву­мя точками называется пространством, оно может быть огромным или бесконечно малым, но все рав­но это пространство. Однако все эти ограничения существуют только в человеческом восприятии. В реальности же Пространство есть то, что древние называли Единым невидимым и непознанным (а теперь — непознаваемым) Божеством.

В. То есть Время — это то же самое, что и Про­странство; и в абстрактном плане они едины.

О. Как две абстракции они могут быть едины; но это относится скорее к Продолжительности и абстрактному Пространству, чем к Пространству и Времени.

В. Пространство это объективная, а Время — субъективная сторона всего проявления. В действи­тельности они являются единственными атрибута­ми бесконечного, хотя термин «атрибут» здесь не совсем подходит, поскольку они, так сказать, параллельны бесконечности и сопоставимы с нею по про­тяженности. Однако можно оспорить утверждение, что они являются всего лишь порождениями нашего собственного интеллекта; просто формами, без ко­торых мы не в состоянии воспринимать какие-либо вещи.

О. Звучит как аргумент наших друзей гило-идеалистов, но мы говорим сейчас о ноуменальной, а не о феноменальной Вселенной. В оккультном катехизисе (см. «Тайную Доктрину») есть загадка: «Назовите то, что всегда есть и что вы не можете представить себе не существующим, как бы ни ста­рались». И ответ на нее — Пространство. Ибо, во Вселенной может не быть ни одного человека, который бы думал о нем, ни единой пары глаз, ко­торые бы на него смотрели, и ни единого мозга, который бы чувствовал его, но Пространство все равно есть, всегда было и всегда будет, и вы ниче­го не сможете с ним поделать.

В. Возможно, потому, что мы не можем не ду­мать о нем?

О. Наши мысли о нем тут ни при чем. Попро­буйте лучше, если сможете, подумать о чем-то, что никак не было бы связано с категорией Простран­ства, и вы вскоре убедитесь, что ничего подобного представить себе невозможно. Пространство суще­ствует даже там, где больше ничего нет, и должно существовать во Вселенной независимо от того, яв­ляет ли она собою Плерому во всей ее полноте или же абсолютный ваккум.

В. Современные философы сократили простран­ство и время до простых атрибутов, неких случай­ных качеств.

О. Они были бы правы, будь это «сокращение» плодом истинной науки, а не следствием авидьи, или майи. Будда тоже говорил, что даже нирвана, в конечном счете, есть только майя, или иллюзия. Но Господь Будда основывал свои выводы на зна­нии, а не на предположениях.

В. Являются ли Пространство и Продолжитель­ность единственными атрибутами Бесконечного?

О. Пространство и Продолжительность не могут быть названы атрибутами, поскольку они вечны, они являются аспектами Бесконечного. К тому же это Бесконечное — если под ним вы понимаете Аб­солютный Принцип — и не может иметь никаких атрибутов, поскольку лишь то, что является конеч­ным и обусловленным, можно сравнить с чем-то еще. Все это философски некорректно.

В. Мы не можем представить себе материю, ко­торая не имела бы протяженности, и не можем представить себе протяженность, которая не была бы протяженностью чего-либо. Так же ли обстоит дело на более высоких уровнях? И если — да, то какая субстанция заполняет там абсолютное пространст­во, и тождественна ли она этому пространству?

О. Если ваш «тренированный интеллект» не в состоянии представить себе материю иного рода, это не значит, что с подобной задачей не сможет справиться никакой другой интеллект — возможно, не такой тренированный, но зато более открытый для духовных восприятий. И ваше мнение — еще не гарантия того, что данная концепция Простран­ства единственно возможная, даже на нашей Зем­ле. Ибо даже на нашем уровне существует множе­ство других интеллектов, помимо человеческого, принадлежащих различным существам — видимым или невидимым: от высших и низших субъектив­ных созданий, до объективных животных и простей­ших организмов; иными словами — «от дэвов до слонов и от элементала до муравья». Применитель­но к своему собственному уровню понимания и восприятия, муравей обладает таким же замечатель­ным интеллектом, как и мы, и даже еще более со­вершенным; поскольку муравей, хотя и не может выразить свои мысли словами, обладает, помимо и в дополнение к инстинкту, очень высокими мыс­лительными способностями, что является общеиз­вестным фактом. Но если даже на нашем уровне мы находим, если верить учениям оккультизма, столько самых разных состояний сознания и интел­лектов, то у нас нет никакого права брать в расчет лишь собственное, человеческое сознание, как буд­то все прочие просто не существуют. И если мы не можем позволить себе судить даже о сознании на­секомого, то имеем ли мы право, ограничивать мер­ками нашего уровня сознание, о котором наука вовсе ничего не знает?

В. А почему бы и нет? Ведь со временем есте­ственная наука способна открыть все, что входит в сферу ее изучения, включая специфику муравьиного интеллекта?

О. Это вы так думаете, но оккультист на вашем месте не был бы столь уверен, невзирая на все тру­ды сэра Джона Лаббока. Наука может рассуждать, но, руководствуясь исключительно своими нынеш­ними методами, никогда не сможет доказать спра­ведливость своих рассуждений. Если бы ученый смог ненадолго стать муравьем и думать, как муравей, а затем возвратиться в свою сферу сознания, сохранив в памяти приобретенный опыт, то лишь в этом случае ему бы удалось кое-что узнать навер­няка об этом интересном насекомом. А без этого он может только рассуждать, строя свои выводы на основе наблюдений за поведением муравья.

В. Не хотите ли вы сказать, что представления муравья о времени и пространстве отличаются от наших?

О. Именно так, у муравья — свои представле­ния о времени и пространстве, не такие, как у нас, представления, полностью принадлежащие друго­му уровню. И, следовательно, у нас нет права от­рицать а арriori существование иных уровней толь­ко потому, что мы не имеем о них никакого пред­ставления, ибо данный факт никоим образом не препятствует существованию уровней, отстоящих на много ступеней вверх или вниз от нашего. И доказательством тому служит муравей.

В. Различие между животным и человеком состо­ит, как мне кажется, в том, что первое рождает­ся уже со всеми своими будущими способностями, более или менее развитыми, и если совершенствует их в дальнейшем, то только в количественном отно­шении; тогда как последний постепенно учится все­му и совершенствуется. Я прав?

О. Абсолютно, но вам еще следует помнить, по­чему это происходит: не потому, что у человека есть еще какой-то дополнительный «принцип» в сравнении с маленьким насекомым, но потому, что человек является совершенным животным, носите­лем полностью развитой монады, обладает самосо­знанием и осознанно следует по пути собственно­го прогресса, в то время как у насекомых и даже высокоразвитых животных, высшая триада принци­пов, остается в дремлющем состоянии.

В. Появляется ли при первых признаках проявлен­ности, какое-нибудь сознание или сознательное су­щество, которое отмечало бы ход времени? В своих «Заметках о "Бхагавадгите"» м-р Субба Роу говорит о Первом Логосе, которому он, как мне показалось, приписывает и сознание, и разум.

О. Но он не уточняет, какой именно Логос он имеет в виду. Я полагаю, что он говорит о Логосах вообще. В эзотерической философии первый Логос считается непроявленным, а второй — проявлен­ным. У индусов первый называется Нараяна, а вто­рой — Ишвара. Субба Роу — адвайтист и ученый ведантист, и объясняет учение именно с этой точ­ки зрения. Мы же делаем это со своих позиций. В «Тайной Доктрине» то, из чего рождается прояв­ленный Логос, переводится как «Вечная Матерь-Отец»; тогда как в Вишну-пуране она описывается как Мировое Яйцо, окруженное семью оболочка­ми, слоями, или сферами. Из этого Золотого Яйца родился Брахма, мужчина; но этот Брахма являет­ся, уже Вторым или даже Третьим Логосом, соглас­но принятому исчислению. Во всяком случае, его уж точно никак нельзя отождествить с Первым или Наивысшим Логосом — точкой, которая везде и нигде. Махат, в эзотерической интерпретации, есть на самом деле Третий Логос, или Синтез Семи творческих лучей, Семи Логосов. В числе семи, так называемых Творений, Махат является третьим, поскольку это Универсальная и Разумная Душа, Божественный Источник Идей, объединяющий иде­альные уровни и прототипы всех вещей в прояв­ленном объективном, а также субъективном мире. В учениях пуран и философии санкхья Махат есть первый продукт Прадханы, одушевляемой Кшетраджна, «Духовной Субстанцией». А в эзотериче­ской философии название Кшетраджна носят наши одушевляющие Эго.

В. Значит, Махат — это самое первое проявле­ние в нашей объективной вселенной?

О. Это первый принцип в ней, ощутимый или воспринимаемый божественными (но не человече­скими) чувствами. Однако, если мы проследим ход эволюции от Непознаваемого, то обнаружим, что по счету он только третий, он соответствует Манасу или, вернее — Буддхи-Манасу.

В. Тогда Первый Логос это первая точка в кру­ге?

О. Точка в круге, не имеющая ни размеров, ни границ. Она также не может иметь ни признаков, ни названия. Этот, первый, не проявленный Логос, появляется одновременно с линией, перпендику­лярно пересекающей диаметр круга. Первая линия, или диаметр, есть Мать-Отец, из нее исходит Вто­рой Логос, содержащий в себе Третье Проявленное Слово. В пуранах, например, опять-таки сказано, что первым порождением акаши был звук, а звук в данном случае — это то же «Слово», отражение невысказанной мысли, проявленный Логос — у греков, платоников и Св.Иоанна. Д-р Уилсон и другие востоковеды называют эту индусскую концепцию абсурдом, поскольку, по их представлению, акаша идентична Хаосу. Но если бы они знали, что акаша и Прадхана — это только два аспекта одно­го и того же, и помнили, что Махат (божественный источник идей на нашем уровне) — это тот са­мый проявленный Звук, или Логос, то смеялись бы над собою и над своим собственным невежеством.

В. С учетом только что сказанного, какое же все-таки сознание способно ощущать ход времени? Огра­ничивается ли ощущение времени уровнем бодрствую­щего физического сознания или же оно существует также и на более высоких уровнях? В «Тайной Док­трине», I, сказано: «Время есть лишь иллюзия, со­здаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания на протяжении нашего стран­ствования в вечной продолжительности, и оно не существует... там, где нет сознания...»

О. Здесь имеется в виду только сознание на на­шем уровне, а не вечное божественное сознание, которое мы называем Абсолютом. Осознание вре­мени — в нынешнем понимании этого слова — пропадает даже во сне; так что же говорить о том, что по сути своей абсолютно? Можно ли сказать, что море обладает представлением о времени, гля­дя на то, как ритмично накатываются на берег его волны? Нельзя сказать, что Абсолют обладает со­знанием или, во всяком случае, сознанием, анало­гичным нашему. У него нет ни сознания, ни же­ланий, ни стремлений, ни мыслей, поскольку это абсолютная мысль, абсолютное желание, абсолют­ное сознание — абсолютное «все».

В. Иными словами, это то же самое, что мы оп­ределяем как Бытие, или Сат?

О. Наши добрые критики находят слово «Бытие» не слишком определенным, но санскритское сло­во Сат, невозможно перевести каким бы то ни бы­ло иным способом. Это явно не «существование», поскольку слово «существование» применительно только к феноменам, но не к ноуменам. Самая эти­мология латинского слова «ехistenсе» — «существо­вание» указывает на неправомерность его использования, так как «ех» означает «от, из», а «sistere» — «стоять»; таким образом, «ехistenсе» долж­но означать — нечто, появляющееся там, где его не было раньше. Более того, «существование» подра­зумевает нечто, имеющее начало и конец. Так как же можно применять этот термин по отношению к тому, что было всегда и о чем нельзя сказать, что ему некогда предшествовало что-то еще?

В. Еврейский Иегова говорил о себе: «Аз есмъ», т.е.: «Я существую».

О. Точно так же, как и древний маздеистский Ормазд — Ахура Мазда. В этом смысле не только каждый Бог, но и каждый человек может похва­ляться собственным существованием, говоря: «Я есть то, что я есть».

В. Но слово «Бытие», в свою очередь, связано со словом «быть».

О. Да; но «Бытие» — это не существование, так как оно равносильно несуществованию. Мы не мо­жем это себе представить, поскольку наш разум ог­раничен, а язык — еще более ограничен, чем наш разум. И как же нам в таком случае сформулиро­вать то, что мы можем охарактеризовать лишь се­рией отрицаний?

В. Немцы смогли бы достаточно точно передать это понятие словом «sein»; термин «das sein», как мне кажется, был бы неплохой заменой для слова «Бытие»; последнее может показаться непонятным стороннему человеку, но «das sein» термин, безус­ловно, знакомый и понятный каждому немцу. Одна­ко мы говорили о сознании в Пространстве и во Вре­мени.

О. Это ограниченное сознание, так как у него есть начало и конец. Но как нам назвать ограни­ченное сознание, которое, благодаря майе, считает себя неограниченным? Даже дэвакхани теряет ощу­щение времени. В дэвакхане есть только всеобъемлющее настоящее. Там нет прошлого, поскольку в противном случае эго могло бы вспоминать о нем с сожалением; нет будущего, так как иначе эго мечтало бы о нем. Дэвакхан — это состояние бла­женства, в котором все присутствует в настоящий момент; и потому про дэвакхани говорят, что у них нет представления или понятия о времени, все ка­жется им живым и ярким сном, неотличимым от реальности.

В. Но во сне мы можем за один миг увидеть це­лую жизнь, осознавая при этом смену состояний соб­ственного сознания и отмечая ход событий, которые будут с огромной быстротою следовать друг за дру­гом.

О. Только после того, как проснемся, посколь­ку во сне подобного рода осознания быть не мо­жет.

В. Можем ли мы сравнить воспоминания о снови­дении с человеком, который описывает увиденную им картину и по-необходимости старается упомянуть каждую подмеченную деталь, так как не имеет воз­можности передать слушателю целостное представ­ление о ней?

О. Очень точная аналогия.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно