ДУША НАРОДОВ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 18: Строка 18:
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Америка
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Америка
-
приготовляется почтить память Вашингтона. В приготовлениях этих сказывается уже нерв всей страны. Это не просто деятель,
+
приготовляется почтить память [[Вашингтон|Вашингтона]]. В приготовлениях этих сказывается уже нерв всей страны. Это не просто деятель,
-
которому благодарны современные поколения.
+
которому благодарны современные поколения. Нет, это герой, которого осознала душа народная. Это герой, выражавший смысл строительства Америки. Это герой, давший
-
Нет, это герой, которого осознала душа
+
-
народная. Это герой, выражавший смысл
+
-
строительства Америки. Это герой, давший
+
без блужданий и уклонений то, о чем внутренне мечтало каждое созидательное сердце. Потому приготовления к чествованию памяти Вашингтона сразу примут характер не только национального праздника, но народного торжества.</p>
без блужданий и уклонений то, о чем внутренне мечтало каждое созидательное сердце. Потому приготовления к чествованию памяти Вашингтона сразу примут характер не только национального праздника, но народного торжества.</p>
<p style="margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Когда вы
<p style="margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Когда вы
-
произносите имена Вашингтона и Линкольна, вы
+
произносите имена Вашингтона и [[Линкольн|Линкольна]], вы произносите сущность Соединенных Штатов
-
произносите сущность Соединенных Штатов
+
Америки. И никто не знает это более твердо, нежели душа народная. Одухотворенное сердце народа отлично знает, где был творящий самоотверженный подвиг. И не в истерической хвале, но в почитании и в трепетном бережливом отношении к именам этих подвижников народ выражает свою непреложную
Америки. И никто не знает это более твердо, нежели душа народная. Одухотворенное сердце народа отлично знает, где был творящий самоотверженный подвиг. И не в истерической хвале, но в почитании и в трепетном бережливом отношении к именам этих подвижников народ выражает свою непреложную
-
оценку. В суматохе жизни, может быть, опять
+
оценку. В суматохе жизни, может быть, опять временно не будут упоминаемы эти великие имена, но как только душа народная почувствует необходимость пищи духовной, она опять неуклонно возвратится к тем, кто вел ее к блестящим строительным достижениям.</p>
-
временно не будут упоминаемы эти великие
+
-
имена, но как только душа народная почувствует необходимость пищи духовной, она опять неуклонно возвратится к тем, кто вел ее к блестящим строительным достижениям.</p>
+
-
<p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Так
+
<p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Так каждая страна у сердца своего бережет имена, ведшие ее к Свету. Обратимся ли мы к Франции, мы в самую трогательную минуту
-
каждая страна у сердца своего бережет имена, ведшие ее к Свету. Обратимся ли мы к Франции, мы в самую трогательную минуту
+
встретимся с героическим обликом [[Жанна д'Арк|Жанны д'Арк]]. Без различия направлений и возрастов, в минуту необходимости народ знает, кто был его выразителем. Так же твердо,
-
встретимся с героическим обликом Жанны д'Арк.
+
-
Без различия направлений и возрастов, в
+
-
минуту необходимости народ знает, кто
+
-
был его выразителем. Так же твердо,
+
как несла Жанна д'Арк подвиг свой, так же неизменно народ бережет ее имя, и в чествовании памяти ее выражается вся большая сознательность и почитание. Притом почитание это вовсе не только клерикально. Даже неопытный глаз видит в облике Святой Деятельницы носительницу, выразительницу священного сознания народа. И какая благодетельная героическая мечта снизошла на пастушку овец, подсказав ей о пастырстве над народом целой прекрасной страны!</p>
как несла Жанна д'Арк подвиг свой, так же неизменно народ бережет ее имя, и в чествовании памяти ее выражается вся большая сознательность и почитание. Притом почитание это вовсе не только клерикально. Даже неопытный глаз видит в облике Святой Деятельницы носительницу, выразительницу священного сознания народа. И какая благодетельная героическая мечта снизошла на пастушку овец, подсказав ей о пастырстве над народом целой прекрасной страны!</p>
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.95pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Пройдем ли мы
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.95pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Пройдем ли мы
-
Италию, из-за высот и твердынь
+
Италию, из-за высот и твердынь духовных и гражданских властителей Мира, из-за всех великолепных Медичисов подымается все тот же несмываемый, вечно живой и
-
духовных и гражданских властителей Мира, из-за всех великолепных Медичисов подымается все тот же несмываемый, вечно живой и
+
растущий Облик Святого
растущий Облик Святого
-
Франциска Ассизского. И никакой народ, никакая толпа не будут разрушать память его, ибо он был выразителем сущности
+
[[Франциск Ассизский|Франциска Ассизского]]. И никакой народ, никакая толпа не будут разрушать память его, ибо он был выразителем сущности
-
и страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном
+
и страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется
-
апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется
+
живым. Сердце народное в самой удаленной хижине, в самых трудах улыбнется, сознавая, что сам Святой Франциск предстательствует о нем на судбище всемирном.</p>
-
живым. Сердце народное
+
-
в самой удаленной хижине, в самых трудах улыбнется, сознавая, что сам Святой Франциск предстательствует о нем на
+
-
судбище всемирном.</p>
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Как бы ни
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Как бы ни
-
болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем
+
болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя [[Сергий Радонежский|Святого Сергия Радонежского]] всегда останется тем прибежищем, на которое
-
прибежищем, на которое
+
опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в Музее, будет ли оно в книгохранилище, – оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное
опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в Музее, будет ли оно в книгохранилище, – оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное
-
и просветительное имя
+
и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах, как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых
-
Святого Сергия хранится в сердцах, как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в
+
-
трудные минуты мировых
+
перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во
перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во
-
множестве других имен – сокровищах души народной, от
+
множестве других имен – сокровищах души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.</p>
-
древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.</p>
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Среди множества
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Среди множества
-
славных имен Египта народ не забывает памяти славной Хатшепсут, обновительницы традиций, насадительницы
+
славных имен Египта народ не забывает памяти славной [[Хатшепсут]], обновительницы традиций, насадительницы просвещения и созидательницы. Среди тысячелетних сменявшихся династий народ умеет взять
-
просвещения и созидательницы. Среди тысячелетних сменявшихся династий народ умеет взять
+
неоспоримое по достоинству имя и, когда нужно, обратиться к нему как к реликвии, всеобновляющей и укрепляющей.</p>
-
неоспоримое по достоинству
+
-
имя и, когда нужно, обратиться к нему как к реликвии, всеобновляющей и укрепляющей.</p>
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.95pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Не смешает со
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.95pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Не смешает со
-
множеством имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не
+
множеством имен народ Индии имя [[Акбар|Акбара]], собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким
-
припишет никаким
+
умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не
-
умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются
+
всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был
-
изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не
+
-
всегда является отличием
+
-
просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был
+
выразителем души народной.
выразителем души народной.
-
Так же, как и многие священные в памяти имена, он собирал и сражался вовсе не
+
Так же, как и многие священные в памяти имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории.</p>
-
для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории.</p>
+
-
<p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Вспомним
+
<p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Вспомним ли мы о дальнем Тибете, строение государства свяжется с именем великого [[Далай Лама Пятый|Далай Ламы Пятого]]. Где бы ни блуждало сознание тибетское, в существе своем оно хранит это имя создателя Поталы<ref> <i>Потала</i>
-
ли мы о дальнем Тибете, строение государства свяжется с именем великого Далай
+
-
Ламы Пятого. Где бы ни
+
-
блуждало сознание тибетское, в существе своем оно хранит это имя создателя Поталы<ref> <i>Потала</i>
+
– резиденция Далай Ламы в Лхасе. Наиболее монументальное и архитектурно
– резиденция Далай Ламы в Лхасе. Наиболее монументальное и архитектурно
выдающееся дворцовое сооружение Тибета.</ref>
выдающееся дворцовое сооружение Тибета.</ref>
-
и Тибетской Государственности, хранит его, как истинный оплот сердца своего. Целый ряд был Далай Лам, но народ бережет имя
+
и Тибетской Государственности, хранит его, как истинный оплот сердца своего. Целый ряд был Далай Лам, но народ бережет имя строителя, собирателя, созидателя. В этом сказывается неуклонный суд народной души.</p>
-
строителя, собирателя,
+
-
созидателя. В этом сказывается неуклонный суд народной души.</p>
+
-
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">За пределами
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">За пределами целого ряда китайских императоров разве не судим мы Китай по [[Лао-цзы|Лао-Тце]] и [[Конфуций|Конфуцию]]?</p>
-
целого ряда китайских императоров разве не судим мы Китай по [[Лао-цзы|Лао-Тце]] и [[Конфуций|Конфуцию]]?</p>
+
-
<p style="margin-left:2.15pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Ведь не
+
<p style="margin-left:2.15pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Ведь не по торговле греческой воссоздаем мы достоинство матери классических стран, но по [[Аристотель|Аристотелю]], [[Платон|Платону]], по
-
по торговле греческой воссоздаем мы достоинство матери классических стран, но по Аристотелю, Платону, по
+
[[Фидий|Фидию]], по [[Сократ|Сократу]].</p>
-
Фидию, по Сократу.</p>
+
-
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.9pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Что бы ни
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.9pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">Что бы ни случилось с Германией, она твердо знает великих своих выразителей: [[Гёте]], [[Шиллер|Шиллера]], [[Дюрер|Дюрера]], [[Вагнер|Вагнера]] и тех, кому не
-
случилось с Германией, она твердо знает великих своих выразителей: Гёте, Шиллера, Дюрера, Вагнера и тех, кому не
+
изменит душа народная, что бы ни случилось.</p>
-
изменит душа народная,
+
-
что бы ни случилось.</p>
+
-
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.9pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">И не должны ли
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.9pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">И не должны ли мы судить Англию по [[Шекспир|Шекспиру]]?
-
мы судить Англию по Шекспиру?
+
И не можем ли мы утверждать значение Скандинавии по устремленности викингов? И среди великих искателей, созидателей не забудем, что душа монгольская
-
И не можем ли мы утверждать значение Скандинавии по устремленности викингов? И среди великих искателей, созидателей не забудем,
+
всегда бережет у сердца образ [[Чингизхан|Чингиза]]. Не говорит ли этим Монголия, так хранящая облик героя, о своем потенциале к восхождению?</p>
-
что душа монгольская
+
-
всегда бережет у сердца образ Чингиза. Не говорит ли этим Монголия, так хранящая облик героя, о своем потенциале к
+
-
восхождению?</p>
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.45pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">И разве
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:1.45pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.2pt;">И разве
-
великое имя царя Соломона не является символом целой огромнейшей психологии? И разве сердце каждого еврея не бережет в
+
великое имя царя [[Соломон|Соломона]] не является символом целой огромнейшей психологии? И разве сердце каждого еврея не бережет в
-
лучшем тайнике своем это несокрушимое, созидательное, громоносное имя? Уже не говоря о тех великих
+
лучшем тайнике своем это несокрушимое, созидательное, громоносное имя? Уже не говоря о тех великих именах высших носителей
-
именах высших носителей
+
Света, вышедших из сокровенной, священной колыбели Азии.</p>
Света, вышедших из сокровенной, священной колыбели Азии.</p>
<p style="margin-left:1.45pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Ясно,
<p style="margin-left:1.45pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">Ясно,
-
что можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран и великих, и малых о безошибочном суде души народной. В
+
что можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран и великих, и малых о безошибочном суде души народной. В этих воспоминаниях составится блестящий ряд выразителей стран, выразителей эпох и духа
-
этих воспоминаниях составится блестящий ряд
+
человеческого. Разнообразны будут эти выразители и по времени, и по положению своему, по окружавшим их обстоятельствам, но какая-то неоспоримая планетная ценность выявляется при отборе этих
-
выразителей стран, выразителей эпох и духа
+
строительных прекрасных имен-понятий. Эти имена, они уже вышли за пределы личности, они уже стали синтетическими мировыми понятиями. Их вовсе не мало, и это хранилище Планеты,
-
человеческого. Разнообразны будут
+
сокровищница творящего подвига, поистине прекрасна. Всеобъемлемостью своею, широтою своею выразители стран, народов, как белоснежные вершины Гималайские в лучах света, посылают друг другу привет, ничем не заслоненный. В дни празднеств
-
эти выразители и по времени, и по положению
+
Культуры все эти выразители лучших народных стремлений, запечатлевшие их трудом и подвигом, претерпевшие и не уклонившиеся, будут тем истинным украшением Планеты и прибежищем сердца народного, когда оно и
-
своему, по окружавшим их обстоятельствам,
+
болит, и тоскует по правде. Не они ли, эти выразители народов, помогут претворить тоску и боль поисков в праздник подвига?</p>
-
но какая-то неоспоримая планетная ценность выявляется при отборе этих
+
-
строительных прекрасных имен-понятий. Эти
+
-
имена, они уже вышли за пределы
+
-
личности, они уже стали синтетическими
+
-
мировыми понятиями. Их вовсе не мало, и это хранилище Планеты,
+
-
сокровищница творящего подвига, поистине
+
-
прекрасна. Всеобъемлемостью своею,
+
-
широтою своею выразители стран, народов,
+
-
как белоснежные вершины Гималайские в лучах света, посылают друг другу привет, ничем не заслоненный. В дни празднеств
+
-
Культуры все эти выразители
+
-
лучших народных стремлений, запечатлевшие их трудом и подвигом, претерпевшие и не уклонившиеся, будут тем истинным украшением Планеты и
+
-
прибежищем сердца народного, когда оно и
+
-
болит, и тоскует по правде. Не они ли, эти выразители народов, помогут
+
-
претворить тоску и боль поисков в
+
-
праздник подвига?</p>
+
-
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">На
+
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 27.2pt;">На празднике Культуры, среди чертога Знания и Красоты, среди длинных столов
-
празднике Культуры, среди чертога Знания и Красоты, среди длинных столов
+
трапезы духовной, увидим мы стол светлый, светом осиянный. Откуда же сверкание это? Где же светлые гости престола сего? – Может быть, уже снизошли они. Быть
-
трапезы духовной, увидим
+
может, глаз наш затемненный не разглядит их, не вынеся сияния Света нездешнего. Но не будет сиять даже лучший
-
мы стол светлый, светом осиянный. Откуда же сверкание это? Где же светлые гости престола сего? – Может быть, уже снизошли они. Быть
+
-
может, глаз наш
+
-
затемненный не разглядит их, не вынеся сияния Света нездешнего. Но не будет
+
-
сиять даже лучший
+
престол, если пуст он. Если сияет, значит Они уже там. Не разглядеть, не сопоставить Их, но можно осознать Их в сердце, ибо что не
престол, если пуст он. Если сияет, значит Они уже там. Не разглядеть, не сопоставить Их, но можно осознать Их в сердце, ибо что не
вместит оно, сердце
вместит оно, сердце

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 1932
  • Издание: Сфера

ДУША НАРОДОВ

В пене океанских волн каждый неопытный мореход находит хаос и бесформенное нагромождение, но умудренный опытом ясно различает и законный ритм, и твердый рисунок нарастания волны. Не то же ли самое и в пене смятения народов? Также было бы недальновидно не различать гигантских волн эволюции. Было бы несправедливо не заметить внутренней законности и трогательных проявлений души народной. В этих проявлениях отражается высшая непреложная справедливость. Поучительно замечать, как народный глас и народный ум возвращаются к своим героям, в многообразном подвиге которых выражена душа народная.

Герои во время их строительного подвига и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они и не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной. Иногда может казаться, что имя героя, выразителя народной души, затемнено и точно отложено в какие-то дальние хранилища, но не от беззаботности это. Океанская волна тоже имеет свой ритм, и, рассыпавшись великолепным гребнем, она как бы исчезает только для того, чтобы опять набухнуть и кристаллизоваться в новом великолепии.

Америка приготовляется почтить память Вашингтона. В приготовлениях этих сказывается уже нерв всей страны. Это не просто деятель, которому благодарны современные поколения. Нет, это герой, которого осознала душа народная. Это герой, выражавший смысл строительства Америки. Это герой, давший без блужданий и уклонений то, о чем внутренне мечтало каждое созидательное сердце. Потому приготовления к чествованию памяти Вашингтона сразу примут характер не только национального праздника, но народного торжества.

Когда вы произносите имена Вашингтона и Линкольна, вы произносите сущность Соединенных Штатов Америки. И никто не знает это более твердо, нежели душа народная. Одухотворенное сердце народа отлично знает, где был творящий самоотверженный подвиг. И не в истерической хвале, но в почитании и в трепетном бережливом отношении к именам этих подвижников народ выражает свою непреложную оценку. В суматохе жизни, может быть, опять временно не будут упоминаемы эти великие имена, но как только душа народная почувствует необходимость пищи духовной, она опять неуклонно возвратится к тем, кто вел ее к блестящим строительным достижениям.

Так каждая страна у сердца своего бережет имена, ведшие ее к Свету. Обратимся ли мы к Франции, мы в самую трогательную минуту встретимся с героическим обликом Жанны д'Арк. Без различия направлений и возрастов, в минуту необходимости народ знает, кто был его выразителем. Так же твердо, как несла Жанна д'Арк подвиг свой, так же неизменно народ бережет ее имя, и в чествовании памяти ее выражается вся большая сознательность и почитание. Притом почитание это вовсе не только клерикально. Даже неопытный глаз видит в облике Святой Деятельницы носительницу, выразительницу священного сознания народа. И какая благодетельная героическая мечта снизошла на пастушку овец, подсказав ей о пастырстве над народом целой прекрасной страны!

Пройдем ли мы Италию, из-за высот и твердынь духовных и гражданских властителей Мира, из-за всех великолепных Медичисов подымается все тот же несмываемый, вечно живой и растущий Облик Святого Франциска Ассизского. И никакой народ, никакая толпа не будут разрушать память его, ибо он был выразителем сущности и страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым. Сердце народное в самой удаленной хижине, в самых трудах улыбнется, сознавая, что сам Святой Франциск предстательствует о нем на судбище всемирном.

Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в Музее, будет ли оно в книгохранилище, – оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах, как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен – сокровищах души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.

Среди множества славных имен Египта народ не забывает памяти славной Хатшепсут, обновительницы традиций, насадительницы просвещения и созидательницы. Среди тысячелетних сменявшихся династий народ умеет взять неоспоримое по достоинству имя и, когда нужно, обратиться к нему как к реликвии, всеобновляющей и укрепляющей.

Не смешает со множеством имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же, как и многие священные в памяти имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории.

Вспомним ли мы о дальнем Тибете, строение государства свяжется с именем великого Далай Ламы Пятого. Где бы ни блуждало сознание тибетское, в существе своем оно хранит это имя создателя Поталы[1] и Тибетской Государственности, хранит его, как истинный оплот сердца своего. Целый ряд был Далай Лам, но народ бережет имя строителя, собирателя, созидателя. В этом сказывается неуклонный суд народной души.

За пределами целого ряда китайских императоров разве не судим мы Китай по Лао-Тце и Конфуцию?

Ведь не по торговле греческой воссоздаем мы достоинство матери классических стран, но по Аристотелю, Платону, по Фидию, по Сократу.

Что бы ни случилось с Германией, она твердо знает великих своих выразителей: Гёте, Шиллера, Дюрера, Вагнера и тех, кому не изменит душа народная, что бы ни случилось.

И не должны ли мы судить Англию по Шекспиру? И не можем ли мы утверждать значение Скандинавии по устремленности викингов? И среди великих искателей, созидателей не забудем, что душа монгольская всегда бережет у сердца образ Чингиза. Не говорит ли этим Монголия, так хранящая облик героя, о своем потенциале к восхождению?

И разве великое имя царя Соломона не является символом целой огромнейшей психологии? И разве сердце каждого еврея не бережет в лучшем тайнике своем это несокрушимое, созидательное, громоносное имя? Уже не говоря о тех великих именах высших носителей Света, вышедших из сокровенной, священной колыбели Азии.

Ясно, что можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран и великих, и малых о безошибочном суде души народной. В этих воспоминаниях составится блестящий ряд выразителей стран, выразителей эпох и духа человеческого. Разнообразны будут эти выразители и по времени, и по положению своему, по окружавшим их обстоятельствам, но какая-то неоспоримая планетная ценность выявляется при отборе этих строительных прекрасных имен-понятий. Эти имена, они уже вышли за пределы личности, они уже стали синтетическими мировыми понятиями. Их вовсе не мало, и это хранилище Планеты, сокровищница творящего подвига, поистине прекрасна. Всеобъемлемостью своею, широтою своею выразители стран, народов, как белоснежные вершины Гималайские в лучах света, посылают друг другу привет, ничем не заслоненный. В дни празднеств Культуры все эти выразители лучших народных стремлений, запечатлевшие их трудом и подвигом, претерпевшие и не уклонившиеся, будут тем истинным украшением Планеты и прибежищем сердца народного, когда оно и болит, и тоскует по правде. Не они ли, эти выразители народов, помогут претворить тоску и боль поисков в праздник подвига?

На празднике Культуры, среди чертога Знания и Красоты, среди длинных столов трапезы духовной, увидим мы стол светлый, светом осиянный. Откуда же сверкание это? Где же светлые гости престола сего? – Может быть, уже снизошли они. Быть может, глаз наш затемненный не разглядит их, не вынеся сияния Света нездешнего. Но не будет сиять даже лучший престол, если пуст он. Если сияет, значит Они уже там. Не разглядеть, не сопоставить Их, но можно осознать Их в сердце, ибо что не вместит оно, сердце человеческое?.. Светом сердца сияют светлые гости Культуры.

Проф. Николай К. Рерих 1932


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно